Владимир Зайцев: «Когда я итожу то, что прожил и роюсь в днях – ярчайший где...»
0
22.11.2024
724
Нынешний год – юбилейный для 21 НИИИ военной автомобильной техники Министерства обороны РФ. В октябре коллектив торжественно отметил своё 70-летие. Ещё раз напомним читателям: история этого оборонного института начиналась в 1954 году в г.Петродворце Ленинградской области. А через пять лет он был передислоцирован в наш город и впоследствии объединён с Бронницким полигоном. Со временем здесь сформировался целый научно-испытательный комплекс, который стал местом работы для многих бронничан. О своей трудовой деятельности в институте, о тогдашних коллегах и о том, как полученные в 21 НИИИ знания помогли работать на северных автопредприятиях, вспоминает ветеран труда, бронницкий житель Владимир Михайлович ЗАЙЦЕВ. Он предоставил редакции не только свои текстовые записи, но и уникальные фотоснимки, где запечатлены события и люди, с которыми автор в то давнее советское время трудился. В связи с недавним юбилеем института «Бронницкие новости» решили опубликовать подготовленные ветераном труда материалы в нашей редакционной обработке.
Вот уже семь десятков лет прошло с того времени, как образовался 21 НИИИ. А мне как бывшему сотруднику этого оборонного учреждения вспоминаются самые яркие страницы того давнего времени, когда я непосредственно там работал. Этот период приходится на целое десятилетие с 1959 по 1969 годы. Тогда большой коллектив военных автомобилистов поочередно возглавляли такие деятельные и авторитетные начальники института: генерал-майоры Ф.Ф.Петроченко (1954-1960 гг.), И.И.Удовиков (1960-1962 гг.) и А.В.Руненков (1963-1968 гг.).
В сентябре 1959 года, после того, как в конце июня нам в торжественной обстановке вручили школьные аттестаты зрелости, я был принят на работу слесарем 3-го разряда в лабораторию 21 НИИИ. Ею тогда руководил кандидат технических наук С.К.Кюрегян, а начальником отдела был кандидат технических наук А.И.Гришкевич. Всего в этом отделе, кроме нашей лаборатории было ещё три, которые возглавляли А.В.Епихин, В.И.Котовский и Н.М.Грингауз Каждая из них выполняла задачи по улучшению качества конструкций тягачей автотракторной техники в период испытаний на комплексно-испытательной трассе (КИТ).
Как сейчас помню: мой трудовой стаж и вхождение в профессию начались в машинном зале лаборатории, предназначенном для установки новых разрывных машин с пульсаторами. Там мы осуществляли очистку перегородок для вышеназванных агрегатов. В этой работе от нашей лаборатории вместе со мной участвовали и слесарь М.Н.Печалин и техник А.И.Голошубин. А от других лабораторий принимали участие младшие научные сотрудники: З.А.Туманик, В.Н.Дроздов и П.Н.Кевиш.
Сегодня, когда с того времени прошло уже шесть с лишним десятилетий, я часто смотрю на коллективную фотографию нашего отдела. Смотрю и вспоминаю сотрудников всех четырех лабораторий, которые добросовестно выполняли свои производственные обязанности и тем самым вносили свой личный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны. Еще хочется отметить, что в лаборатории, где я работал, было два основных участка: металлографии и испытаний, а также участок исследования качества горюче-смазочных материалов (ГСМ) после испытания техники на трассе.
Много воспоминаний вызывает у меня и общий снимок нашего отдела. Несмотря на минувшие десятилетия, отчетливо помню многих сотрудников и сотрудниц, их имена и фамилии. Вот в первом ряду третья слева – инженер М.М.Маренева, вторая справа – техник Г.А.Алтунина (Корягина), а в третьем ряду слева – автор этих строк и О.И. Можаев. В верхнем ряду – А.И.Голошубин, В.И.Колывов, А.Ф. Пекашов и А.С. Романенков. В переднем ряду, в центре – техник Н.И.Кулькова (Вильсон), Н.А.Залогина. В среднем ряду слева – А.В. Табакова и дальше командный состав отдела. В центре первого ряда М.А.Чурилова и А.А. Александрова
В нашей лаборатории исследовались рабочие детали тягачей после испытаний на трассе КИТ методами металлографии. Детали автомобилей и гусеничных транспортеров после поломки доставлялись нам под руководством начальника лаборатории И.М.Нечаева. Они тщательно проверялись на соответствие с техническими требованиями (включая исследование микроструктуры и термообработки). Конкретную помощь в изучении причин поломки деталей оказывала нам группа фотографов под руководством хорошо известного в институте профессионала своего дела, участника Великой Отечественной войны Л.И.Бурдахина.
В лаборатории, которой руководил А.В.Епихин, мне были хорошо знакомы такие сотрудники, как: А.Н.Пекашов, А.П.Емельянов и А.И.Голошубин. Они непосредственно на трассе получали данные по работе подвески при помощи динамометров и тензодатчиков. А в группе микрометража слаженно и очень квалифицированно работали уже упомянутые мной техники М.А.Чурилова и А.А.Александрова В другой лаборатории под руководством Грингауза Н.М. при испытаниях с помощью осциллографов контролировалась работа агрегатов автомобилей и тягачей. Особо отличались в этой производственной деятельности специалисты: А.С.Романенков, В.И.Дроздов, В.Н. Кривцун.
В лаборатории под руководством Котовского А.Н., как я помню, очень добросовестно работали хорошо знакомые мне младшие научные сотрудники А.И.Топоровский, З.А.Туманик и кандидат технических наук В.И.Кольцов. Они осуществляли всесторонний анализ данных после проведенных испытаний на трассе КИТ с помощью тогдашних электронно-счетных машин. А на участке климатических испытаний под руководством Болдырева А.М. мне хочется отдельно упомянуть мастеров своего дела как техники О.И.Можаев и Н.М.Хохрин.
Отмечу, что все лаборатории нашего отдела тесно контактировали в работе с подразделениями других отделов оборонного института. При испытаниях и исследованиях использовалось самое современное по тому времени оборудование и приборы. Кроме того, в лаборатории С.К.Кюрегяна проводились исследования микроструктур образцов после новых методов ремонта. Они осуществлялись по результатам диссертаций младших научных сотрудников лаборатории под руководством кандидата технических наук И.И.Луневского. В этой связи мне вспоминаются знающие и перспективные работники 21 НИИИ: В.И.Ермоленко, В.И.Серебрякова, Ю.М.Богданова, Г.Н.Самохвалова, а также личное участие в подготовке диссертации начальника лаборатории В.Ф.Борщова.
Надо сказать, что в тот давний период наш оборонный институт остро нуждался в квалифицированных инженерных кадрах. Именно с целью их подготовки и был создан Бронницкий филиал МАДИ. Все руководители 21 НИИИ активно помогали образованному в городе филиалу укомплектоваться преподавателями из числа научных сотрудников, инженеров и руководителей отделов. Кроме того, нашему МАДИ предоставляли оборудование и помещения для лабораторных занятий по металловедению, сопромату и теории двигателей. Опять же, к слову, довелось там потрудиться в качестве лаборанта вместе с Е.И.Брюзгиной и мне – автору этих строк.
Хранящийся у меня снимок помогает оживить в памяти и по-доброму вспомнить преподавателей: математики – В.И. Кольцова, теории автомобиля – В.А.Туника, сопромата – Г.Г.Булгакова, теории двигателей – А.И. Гришина, металловедения – В.И.Серебрякова, физики – П.И. Воробьева. Считаю, что говоря о филиале, важно отметить, что студенты получали там хорошие знания по многим дисциплинам. Особенно от лекций и инструкций по расчету тепловых двигателей, которые им давал младший научный сотрудник А.А. Симонов, (в дальнейшем стал начальником ЦКТБ в Бронницах) по начертательной геометрии: их читал П.Н.Колпаков. Немало тогдашних студентов Бронницкого филиала МАДИ завершали учебу там с хорошими результатами. Так, хорошо знакомый мне (в то время – младший научный сотрудник 21 НИИИ, а в последующей управляющий Бронницкой «Сельхозтехникой») А.Ф.Полковников за отличную успеваемость по всем дисциплинам был удостоен красного диплома.
Рассказывая о том времени, хочется добавить и то, что сотрудники института тогда умели не только эффективно работать, но также интересно и с пользой для здоровья проводить свой досуг. В 1959-1969 годах в 21 НИИИ активно действовал туристический кружок под руководством известного бронницкого педагога, фотографа и краеведа А.А.Шулакова. Отмечу, что в этом кружке я занимался еще в свои школьные годы и находился он тогда в городском Доме пионеров. Я постоянно ходил туда на занятия вместе со своим другом В.Федотовым. Мы там изучали фотоаппараты «Смена», «Москва», «ФЭД», ходили на съемки на природу, печатали фотографии, все вместе отправлялись в туристические походы, сдавали нормативы на звание «Турист СССР».
Прошли годы, все повзрослели и, когда я стал трудиться в 21 НИИИ, прежнее увлечение не забылось и проявилось уже на новом этапе. На фотографии к статье показана группа наших туристов, среди которых не только сотрудники разных отделов института, но и родственников офицеров. В первом ряду вместе с улыбающимся автором этих строк стоят В.П.Сысоев, А.Ф.Полковников, А.И.Садовников. Отмечу также и то, что туристы 21 НИИИ участвовали в районных и областных соревнованиях и занимали лидирующие места. Говоря о них, хочется вспомнить самых увлеченных и активных наших туристов – Е.Н.Стельмаха, В.И.Баринова, В.Н. Гришина.
В октябре 1971 года в моей жизни произошло очень важное, можно сказать, этапное событие. Вместе с моей женой Татьяной мы решили отправиться работать в один из дальних северных регионов тогдашнего Советского Союза. Там велось строительство магистрального газопровода «Надым-Уренгой». На этой новостройке я как опытный специалист был принят на работу начальником автотранспортной колонны №1 (АТК-1) треста «Главтюменнефтегазстрой». В этой АТК в то время трудилось 145 водителей автомобилей. Они водили такие машины, как: «МАЗ-543» («Ураган»), Татра-138 S3 и КраЗ-255Б. На одной из фотографий, которые у меня сохранились с того давнего и очень памятного для меня периода, вместе со мной запечатлена группа МАЗов на стоянке АТК-1.
Работать на Дальнем Севере мне, как и многим другим специалистам, прибывшим из регионов с более умеренным климатом было очень непросто. Многие месяцы там свирепствовали лютые морозы и пурга, которая заносила все дороги. Но, как бы то ни было, мы – приезжие, да и весь наш трудовой коллектив, стремились четко выполнять все поставленные задачи. У водителей нашей автоколонны даже было в ходу присловье: там, где северный олень не пройдет, а наши «Ураганы» проедут, несмотря ни на что.
К слову, успешно осваивали мы на трассе и зарубежную технику, в частности, чешские грузовики. Так, для изучения конструкции автомобиля «Татра-138 S3» я, в числе других инженерно-технических работников треста, был направлен для обучения на автобазу №4 города Ленинграда. Лекции нам читал преподаватель из Чехословакии, а после мы сдавали экзамены на знание конструкции. Полученные навыки, безусловно, очень помогали в практической работе.
Кроме того, при погрузке труб крупного диаметра и других массивных грузов нами эффективно использовались погрузчики зарубежного производства – «Катерпиллеры». Они тоже представлены на снимках того периода. А ещё особо отмечу то, что при эксплуатации вышеназванных автомобилей в тяжелых условиях тундры на трассе строящегося газопровода «Надым-Уренгой», мне очень помогли опыт и знания, которые были мной получены в Бронницком оборонном институте.
В 1973 году в моей трудовой деятельности произошла еще одна важная перемена: я перешел на работу в автотранспортную колонну (АТК) треста «Севертрубопроводстрой» («СТПС») на должность начальника производственно-технического отдела. Работая на этом предприятии, я активно участвовал в строительстве магистрального газопровода «Надым-Уренгой-Урал-Поволжье-Центр». Начальником АТК в то время был Ф.Н.Иванов. На опубликованном снимке – работники нашей автоколонны на праздничной демонстрации, посвященной 57-летию Великой октябрьской социалистической революции. Она проходила 7 ноября 1974 г. в городе Надым. Я там нахожусь слева во главе колонны АТК как секретарь партийной организации. Рядом со мной – главный инженер Игонин В.М. и председатель профкома Волков А.И. Вот уже полвека прошло, а я с прежней теплотой вспоминаю дорогие моему сердцу времена и бородатые лица друзей-«ураганщиков» С.И.Трунова, А.С.Павлова, и Михайлова.
…Все дальше в прошлое уходит период моей работы в 21 НИИИ, активное и наполненное событиями время юности, молодости и жизненной зрелости. Всё меньше остаётся на этом свете моих ровесников. И хоть память, как это бывает в старости, часто подводит меня, фотографии из давнего советского прошлого помогают точнее вспомнить и воспроизвести события тех лет, назвать имена своих прежних друзей, коллег и соратников. Воспоминания о прошлом для меня значат очень много. Они помогают осознать то, что минувшие десятилетия прожиты моим поколением с реальной пользой для нашей страны.
В.М.ЗАЙЦЕВ, младший научный сотрудник 21 НИИИ (в 1959-1969 гг.)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий