ВЛАДИМИР ШЕРВУД И БРОННИЦЫ
0
  • В.О.Шервуд
    В.О.Шервуд
  • Часовня-памятник
    Часовня-памятник
  • Монумент хирургу Н.И.Пирогову
    Монумент хирургу Н.И.Пирогову
  • Свидетельство почетному гражданину В.А.Долгорукову
    Свидетельство почетному гражданину В.А.Долгорукову
  • Портрет А.А.Чичериной, написанный В.И. Шервудом
    Портрет А.А.Чичериной, написанный В.И. Шервудом
  • Портрет Б.Н.Чичерина, написанный В.И. Шервудом
    Портрет Б.Н.Чичерина, написанный В.И. Шервудом
  • Портрет И.Е.Забелина, написанный В.И. Шервудом
    Портрет И.Е.Забелина, написанный В.И. Шервудом
  • Портрет М.Ф.Корш, написанный В.И. Шервудом
    Портрет М.Ф.Корш, написанный В.И. Шервудом
2848
Всем, кто интересуется русским искусством и культурой второй половины 19-го века, хорошо знакомо имя талантливого живописца, архитектора и скульптора – Владимира Иосифовича (Осиповича) ШЕРВУДА (1832-1897 гг.). Судя по исследованиям сотрудников городского музея истории, одна из страниц его многогранной творческой деятельности была связана с Бронницами.

Но, чтобы наши бронницкие читатели поняли масштаб личности этого человека, сначала хочется, хотя бы вкратце, рассказать о его творчестве, о тех шедеврах архитектуры и живописи, которые украшают улицы и музеи столицы и других городов. Таких замечательных творений, относящихся к его авторству и соавторству, немало. Все, кто хоть раз бывал в Москве, на Красной площади, видели здание Государственного Исторического музея. Именно В.О.Шервуд вместе с инженером А.А.Семёновым среди выставленных семи проектов получили за свою работу, под названием «Отечество», первое место.

Причём строгая комиссия, оценивавшая проекты всех участников конкурса, отметила тщательность и «глубину его проработки». Кроме того, автор проекта сумел выполнить главное условие конкурса: он сделал здание музея в стиле древнерусского зодчества 16 века. Оно так гармонично вписалось в архитектурное обрамление Красной площади, что без изящного ГИМа, напоминающего сказочный терем, главную площадь страны невозможно представить.

Ещё одно замечательное архитектурное сооружение, установленное в Москве и созданное по проекту В.О.Шервуда и инженер-полковника А.И.Ляшкина, украшает Ильинский сквер (площадь Ильинские ворота). Это часовня-памятник «Гренадёрам-героям Плевны». Автор сделал два проекта. Стоимость первого памятника составляла 70 000 рублей. Но собрали только 29 000 рублей. И тогда Владимир Осипович сделал упрощённый вариант.

Он уменьшил его размеры и заменил четыре скульптурные группы на горельефы. Затем оригинально мыслящий архитектор договорился с владельцами фабрик об изготовлении ими чугунных деталей, горельефов, креста, стёкол для шатра, их отделку под витражи. «А староста храма Христа Спасителя, купец 1-й гильдии, И.А.Кононов, взялся изготовить за свой счёт внутри часовни иконостас из майолики». В 1887 году этот великолепный памятник был торжественно открыт.

Кроме архитектурных сооружений известны и любимы скульптурные памятники В.О.Шервуда. Одним из таких является монумент, поставленный гениальному русскому хирургу Н.И.Пирогову, который был открыт 3 августа 1897 г. К сожалению, автор этой замечательной работы совсем немного не дожил до этого момента. Известны и другие скульптурные произведения выдающегося мастера: памятники Александру II в Самаре (1889 г.) и в Казани (1895 г.)

Архитектурные и скульптурные монументы Шервуда, о которых упоминалось выше, украшали площади и скверы городов, а более мелкие пластические произведения, созданные им, предназначались для залов музеев или кабинетов. Так для Исторического музея он изваял скульптуру легендарного сказителя Бояна. На Всероссийской выставке в 1882 году она была отмечена премией. Также известны бюсты С.М.Соловьёва, Н.Х.Кетчера и др.

Вообще, творчество Шервуда В.О. очень многообразно и самобытно. Например, в Историческом музее, в Третьяковской галерее, в Русском музее и других хранятся его яркие и надолго запоминающиеся живописные работы. Художник общался с интереснейшими людьми своей эпохи, со многими дружил, многих из них изобразил на холсте. К примеру, очень хорош и самобытен портрет Б.Н.Чичерина.

«Этот человек вошел в отечественную историю как юрист, историк, философ, социолог, правовед, почетный член Петербургской академии наук, глава Московского кружка западников, основоположник государственной школы в русской историографии, представитель либерального течения в российской философской юридической мысли, сторонник конституционной монархии, автор трудов по истории государства и права, политических учений, представляющих собой образец научной и общественной мысли».

Интересно отметить и то, что изображенный на холсте Б.Н.Чичерин являлся дядей Г.В.Чичерина – известного советского государственного деятеля, народного комиссара иностранных дел РСФСР и СССР. В коллекции живописи Исторического музея также хранится портрет А.А.Чичериной, урождённой Капнист, жены известного юриста и мыслителя.

Кроме того, В.О.Шервуд создал ещё один замечательный женский портрет – Марии Фёдоровны Корш. Она дружила со многими выдающимися деятелями русской культуры. С Александром Ивановичем и Натальей Александровной Герцен она путешествовала по Европе и много лет вела с ними переписку. Друг Герцена – Грановский, в одном из писем, обращённых к Марии Фёдоровне, писал: «Между друзьями, конечно, одно из первых мест принадлежит Вам».

А Виссарион Григорьевич Белинский, сообщая жене в одном из июльских писем 1847 года о тёплом приёме, который ему оказали в семье Герцена, отметил: «Там все были так рады нам, особенно добрейшая Мария Фёдоровна Корш». О необыкновенной доброте этой женщины оставила воспоминания М.Х.Рейхель: «…Я привязалась к ней всем сердцем и пользовалась её дружбой до конца её жизни…».

Очень знаменательно, что судьба свела Шервуда с ещё одним удивительным человеком – Юрием Фёдоровичем Самариным, русским публицистом, философом-славянофилом и общественным деятелем. К слову, его портрет писали гениальные русские художники В.А Тропинин и И.Н.Крамской. Вообще, в переписке и мемуарной литературе 40-х – 70-х годов 19 века имя Ю.Ф.Самарина встречается часто. В 1877-1898 годы вышли из печати его сочинения в 10 томах. А ещё уже в наши дни была издана переписка Ю.Ф.Самарина и баронессы Э.Ф.Раден (1861-1876 гг.) под названием «Я Вас любил любовью брата…».

Запечатлел талантливый живописец и выдающегося российского археолога и историка – Ивана Егоровича Забелина (1820-1908 гг.) Авторитетнейший специалист по истории Москвы, почётный член Петербургской академии наук, инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, действительный тайный советник – и это не весь перечень его должностей и званий. К слову, не одно поколение советских и российских историков изучало и будет изучать труды И.Е.Забелина.

Довелось известному художнику выполнять и различные официальные заказы. В частности, он написал портрет генерал-губернатора Москвы – В.А.Долгорукова. Именно с юбилеем его деятельности на столь высоком посту и связан был приезд выдающегося архитектора, скульптора и художника в наш город. Именитые жители Бронниц обратились к нему с просьбой оформить свидетельство о присвоении знаменитому правителю Первопрестольной звания «Почётного гражданина города Бронницы», что художник, как всегда, талантливо и сделал.

Достаточно просто взглянуть на это изображенное кистью свидетельство, что убедиться в том, как всё здесь продумано. Сверху – башни московского Кремля, а под ними красуется герб Москвы. Немного ниже – портрет самого губернатора. Центральное место занимает текст, удостоверяющий присвоение звания Почётного гражданина города Бронницы. А внизу изображён центр нашего города и его главная достопримечательность – Архангельский Соборный комплекс.

Причем на этом своеобразном городском пейзаже поставлена личная подпись мастера! Ценность рисунка, запечатлевшего исторический центр города, не только в том, что выполнил его выдающийся художник. Также очень важно, что нам стало известно, когда удостоверяющий юбилейный документ был создан – в 1875 году. Следовательно, благодаря В.О.Шервуду, мы теперь знаем, как выглядела архитектурная жемчужина города Бронницы именно в то далекое время. А еще нам, сотрудникам музея, да и всем, кто не равнодушен к истории Бронниц, особенно приятно сознавать сам факт, что такой известный и замечательный русский художник оставил свой автограф в летописи нашего старинного города.
И.А.СЛИВКА, научный сотрудник Музея истории города Бронницы
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий