Сергей КОРОВИН: «Наша техника должна быть надежной в любых условиях»
0
2542
21-й Научно-исследовательский испытательный институт военной автомобильной техники Министерства обороны РФ отмечает в нынешнем году сразу две этапных даты: 65-ю годовщину своего основания и 60-летний юбилей со времени начала своей деятельности в Бронницах. Постоянная и плодотворная работа сотрудников института позволила создать автомобильную технику, которая успешно эксплуатируется в нашей стране и за её пределами. Сотни образцов военных автомобилей прошли миллионы километров по испытательным трассам и маршрутам института. Над чем работает коллектив ученых-автомобилистов сегодня, какие задачи решает? На эти и другие вопросы отвечает начальник 21 НИИИ ВАТ Минобороны России, полковник, кандидат технических наук, С.Д.КОРОВИН.

– Сергей Дмитриевич, в чем уникальность нашего института?
– Мы продолжаем оставаться организацией, которая координирует работу по созданию и производству автомобильных базовых шасси подвижного наземного вооружения и спецтехники для всех видов, родов войск и служб. Наш коллектив выполняет три основные задачи: формирует требования ко всему перечню военной автомобильной техники (ВАТ), проводит государственные испытания, созданных отечественной промышленностью по нашим тактико-техническим требованиям образцов ВАТ и обосновывает способы ее эксплуатации в войсках на всём протяжении жизненного цикла. Созданная по требованиям нашего института военная автомобильная техника на протяжении уже многих лет обеспечивает должный уровень обороноспособности страны, способствует активному освоению армией труднодоступных районов Сибири, Дальнего Востока, Арктики.
Наш институт – это специалисты высочайшего уровня, лабораторная база и методический аппарат проведения исследований и испытаний. В области кадров нашей важнейшей задачей являлось и является развитие научных школ, под эгидой нашего диссертационного Совета, образованного 30 октября 1989 года. В этом году Совету исполняется 30 лет. Его плодотворная деятельность способствовала развитию научных школ по специальным колесным шасси, многозвенным гусеничным машинам, силовым установкам ВАТ, технической диагностике базовых шасси вооружения и военной техники, средствам автотехнического обеспечения, которые предопределяют рост научного потенциала, повышение численности научных кадров высшей квалификации в системе ГАБТУ МО РФ, других организациях и ведомствах страны. Совет представляют высококвалифицированные специалисты – ученые из различных военных и отраслевых НИО и ВУЗов. В настоящее время это представители известных в стране научно-исследовательских институтов и центров МО РФ и высших учебных заведений.
Базовый комплекс института для исследований и испытаний не имеет аналогов в России и СНГ. Лабораторно-испытательная база включает трассы и специальные сооружения для проведения пробеговых, в том числе форсированных, испытаний ВАТ для оценки соответствия испытываемых образцов требованиям Минобороны. Накопленный нами научный потенциал обеспечивает решение основных задач: обоснование перспектив, путей развития и научно-технического сопровождения создания военной автомобильной техники; разработку общих тактико-технических требований к её образцам, технических заданий на их разработку; проведение государственных (приемочных) и других испытаний опытных и серийных образцов ВАТ; формирование предложений по вопросам автотехнического обеспечения войск. В современных условиях военная автомобильная техника стала основным средством, обеспечивающим подвижность войск, мобильных наземных образцов ВВТ, используется во всех видах Вооруженных Сил, родах войск, специальных войсках и службах. ВАТ превратилась из средства подвоза в неотъемлемую системообразующую компоненту общей системы наземного подвижного вооружения Вооруженных Сил РФ.

В условиях сложной геополитической обстановки в мире сегодня продолжается реформирование Вооруженных Сил, которое направлено, прежде всего, на создание хорошо вооруженных соединений и частей, обладающих высокой мобильностью. А наш коллектив готов ответить на вызовы времени и санкции?

– Без автомобильной техники, которая в настоящее время используется под монтаж и транспортирование более чем 1500 образцов ВВСТ в интересах всех видов и родов войск, невозможно обеспечить требуемый уровень подвижности частей и соединений. В связи с этим существенно возросли требования непосредственно к военной автомобильной технике, применяемой во всех видах и родах войск Вооруженных Сил России. Государство, в лице Министерства обороны, вкладывает средства в разработку новой техники. В результате создаются её опытные образцы и конструкторская документация для их производства. Создаваемый при этом в институте научно-технический задел используется для создания техники, применяемой не только для военных нужд, но и в коммерческом транспорте. Так, конструктивные решения по обеспечению высокой проходимости ВАТ широко применяются заводами при производстве полноприводных автомобилей специального назначения, используемых в экономическом комплексе страны (автомобильные краны, экскаваторы, бурильные установки, бронированные автомобили и т.п.). Этим обеспечивается с одной стороны снижение стоимости производства ВАТ, с другой – повышение качества и конкурентоспособности отечественных автомобилей, повышение заинтересованности отечественных производителей в создании военных автомобилей.
В настоящее время растет количество проводимых научных и испытательных работ. В ответ на новые вызовы времени, совершенствование средств и способов ведения боевых действий и технологий в автомобилестроении появляются новые типы техники. Так, в последние годы нами разработаны требования к специальным высокомобильным транспортным средствам, снегоболотоходной технике, появился класс защищенных автомобилей. Все шире внедряем в конструкции машин бортовые электронные автоматизированные системы управления, исследуем вопросы роботизации. В свое время нас нацелили на создание большегрузного транспортного шасси, которое согласно концепции технического оснащения ВС РФ потребуется через 15-20 лет. Воплощая замысел, мы обобщили имеющийся опыт и сформировали уникальные требования, на базе которых разработано семейство специальных колесных шасси с электротрансмиссией. Сегодня это семейство проходит государственные испытания.

– Как воплощаются в жизнь результаты научной и исследовательской работы?

– В настоящее время по большинству актуальных вопросов создания или модернизации каждого типа военной автомобильной техники ведутся научно-исследовательские работы. Результатом каждой из них становится комплекс обоснованных тактико-технических требований и заданий на разработку перспективных образцов военной автомобильной техники, средств ремонта и эвакуации ВВТ, а также ряд основополагающих нормативных документов, которые ложатся в основу развития ВАТ и системы автотехнического обеспечения. Среди важных последних документов необходимо отметить Концепцию развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил РФ на период до 2020 г., утвержденную Министром обороны РФ, Типаж ВАТ, утвержденный приказом Министра обороны РФ в 2012 г., наставление по танкотехническому и автотехническому обеспечению Вооруженных Сил РФ. Подготовлен или готовится целый ряд других документов.
Нами проведено более 100 научно-исследовательских работ, в ходе которых обоснованы требования ко всем видам вновь разрабатываемых автомобилей для ВС РФ, обосновано создание новых типов военной автомобильной техники – защищенных автомобилей, специальных транспортных средств, высокомобильных модульных платформ и специальной техники для использования в Арктических условиях. Наши обоснованные предложения нашли отражения в нормативных документах Президента РФ (по специальным шасси, защищенным автомобилям и арктической техники), правительства РФ и Минобороны России.
В ходе реализации Типажа ВАТ основные усилия были сосредоточены на государственных испытаниях образцов. Проведено более 1000 испытательных работ, пройдено более 3 млн. км. Воссоздана система экспедиционных климатических испытаний в арктических и горно-пустынных районах. Проведено 6 уникальных экспедиций, в том числе впервые в мире по льду Северного Ледовитого океана к архипелагу Новосибирских островов. Принято на снабжение более 60 образцов военной автомобильной техники, в том числе под монтаж ВВСТ. За последние годы системно развивалась уникальная лабораторная база института. Так, модернизирован уникальный стенд оценки статической устойчивости и весы 100 т, созданы современная климатическая установка (– 65 °С), стенды оценки герметичности и свойств кузовов-фургонов и контейнеров, строится новая тепловая камера. Проектом развития определено создание еще почти 10 новых стендовых установок для оценки свойств перспективной ВАТ. Научной базой института являются основные научные школы по эксплуатации и развитию военной автомобильной техники. В нашем институте работают более десяти лауреатов премий правительства, стипендиат Президента РФ, более 40 кандидатов и докторов наук. Таким образом, наша научно-исследовательская и испытательная деятельность позволила и позволяет обеспечить опережающее развитие военной автомобильной техники, в том числе базовых шасси под монтаж наиболее значимых комплексов вооружения, выработать основы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил России в современных условиях, сохранить научные школы и уникальную лабораторную базу, обеспечить наращивание научно-технического задела на перспективу.

– В 2017 году специалисты института участвовали в испытании современных и перспективных образцов ВАТ в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера и Арктики? Что показали эти испытания?

– Действительно, 12 января 2017 года в нашем институте был дан старт экспедиции перспективной военной автомобильной техники на Крайний Север и в арктический регион. Экспедиция проводилась в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Целью экспедиции было подтверждение тактико-технических характеристик перспективных и современных образцов вооружения, военной и специальной техники, созданных отечественными заводами автомобильной промышленности, проверка конструктивных доработок двухзвенных гусеничных транспортеров и получения опыта их применения при выполнении задач по предназначению, подтверждения возможности войсковой эксплуатации в особо сложных природно-климатических условиях.
Начальником Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ была образована комиссия по проведению испытаний. В состав комиссии были включены представители органов военного управления МО РФ и предприятий промышленности (АО «МК «Витязь», ООО НПФ «ТРЭКОЛ», ОАО «ЗЗГТ», ООО «Корпорация «Проект-техника», ООО «УПС и ПООБ «Экстрим», ООО «Триумф»). Испытания современных и перспективных образцов военной автомобильной техники проводились в ходе автономного марша от поселка Тикси (республика Саха – Якутия) до острова Котельный архипелага Новосибирские острова протяженностью более 2 тысяч километров. В результате проведенных испытаний подтверждена возможность переброски сил и средств существующими и перспективными образцами снегоболотоходной ВАТ полной массой до 60 тонн с материковой части на островные территории РФ по ледовому покрытию арктических морей и тундровой зоне в особо тяжелых природно-климатических и дорожно-грунтовых условиях. Эффективность применения снегоболотоходной ВАТ приобретает особое значение при отсутствии возможности использования кораблей ВМФ и военной транспортной авиации. Выявлены основные направления дальнейшего развития снегоболотоходной ВАТ в части улучшения параметров автономности, надежности, жизнеобеспечения при низких температурах, подвижности в условиях Арктики. Подтверждена необходимость создания специальных подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации на базе снегоболотоходной ВАТ. Необходимо продолжить исследования в направлениях: повышения надежности образцов ВАТ в условиях Крайнего Севера и Арктики, организации там её эксплуатации, ремонта и безопасности воинских перевозок. Словом, добиваться того, чтобы наша автомобильная техника была надежной в любых условиях.

– Что бы Вы хотели пожелать всему личному составу института в канун его двойного юбилея?

– Пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег с этапными датами истории института и пожелать всему нашему коллективу новых научных достижений в области создания ВАТ и её автотехнического обеспечения. А еще желаю всем сотрудникам института и, в первую очередь ветеранам, крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой!

Беседовал Вадим ШАЛИМОВ, главный научный сотрудник 21 НИИИ
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий