"ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЕНИ ТАЙНА И ТВОРЧЕСТВА ИСКРЕННИЙ СВЕТ…"
0
  • Уездный город Бронницы
    Уездный город Бронницы
  • 9 школа (МАДИ)
    9 школа (МАДИ)
  • "Горбатый" мост на Кожурновке
  • Лоси у БЮЗа
    Лоси у БЮЗа
  • Мост через реку Москва
    Мост через реку Москва
  • "Теремок"
3056
Ежегодно, когда отмечается Международный день художника, многие знакомые с изобразительным искусством бронничане, среди прочих мастеров кисти, резца и карандаша нашего края, наверняка, вспоминают и Юрия Ликарионовича ТОМИЛОВА. Вспоминают во многом потому, что главная тема самобытных рисунков-миниатюр этого художника — наш старинный город, его достопримечательности, улицы, дома или просто красивые уголки бронницкой и подмосковной природы. Автора этих внешне неброских, но очень колоритных и запоминающихся работ, к сожалению, уже давно нет на этом свете. А реальная память о нем всё равно живет и в воспоминаниях знавших его людей, и в старых газетных подшивках «Бронницких новостей» разных лет, и даже в оформленных им книгах...

…Белое от мороза солнце над площадью Тимофеева, сгорбившиеся над лунками рыбаки на льду Кожурновки, весенний вид из окна на Москворецкую, стая беспокойных чаек на Бельском озере, живописный уголок окрестного осеннего леса... Многие из этих томиловских рисунков-миниатюр, посвященных родному городу, возможно, уже хорошо знакомы нашим читателям. Они публиковались в «БН» с первых номеров. Впрочем, Юрий Ликарионович не только рисовал, его считали еще и неплохим спортсменом, педагогом и тренером. У него не было высоких званий и престижных наград, но многие горожане до сих пор часто вспоминают своего земляка добрым словом...

Юрина судьба была схожа с судьбами многих детей войны. С молодых лет он никогда не хватал звезд с неба, всего добивался упорным трудом. И, наверное, как все мы, не был особо удачливым и успешным в полном смысле этих слов человеком. Более того, с самого начала своего жизненного пути мальчишке пришлось пережить немало серьезных испытаний, наложивших отпечаток на всю дальнейшую биографию. Его отец, как и мужчины во многих российских семьях той поры, ушел на войну и погиб на фронте, а мать, ослепшую от горя и прогрессирующей глаукомы, отправили в дом инвалидов. В итоге этих семейных несчастий маленький Юра вместе с сестрой Клавой, подобно многим обездоленным сиротам, попал в детский дом.

А трудовая биография мальчишки-подранка началась сразу же после полуголодного детдомовского десятилетия. Сначала работал на местном лесопункте, затем – учеником токаря на небольшом производстве. В 1957 году он пошел учиться в фабрично-заводское училище, где готовили столяров и плотников. Десятилетку закончил уже позже, занимаясь в вечерней школе рабочей молодежи. К рисованию карандашами и красками Юрий приобщился рано, еще в детдоме. А уже потом столь же серьезно увлекся спортивной борьбой. Наверное, это стало вызовом самому себе: парнишка с детства часто болел, имел слабые легкие и очень беспокоился, что его, повзрослевшего, вдруг не возьмут в армию...

Жесткий и по-настоящему мужской спорт помог ему заметно и надолго поправить своё незавидное здоровье. А уже позже, развивая полученные навыки и мастерство, он много и интенсивно тренировался на офицерских курсах, где преподавали в то время боевое самбо, участвовал в различных состязаниях, в том числе и областного уровня. В свое время Юрий неоднократно и очень достойно выступал на первенстве Ленинградского округа среди армейских спортсменов, затем – на первенстве Архангельской области. Там сумел добиться хороших показателей, стал мастером спорта.

В дальнейшем, когда Юрий учился в техникуме, он, постоянно участвуя в чемпионатах по борьбе, подтвердил это престижное звание. А в дальнейшем, уже в более зрелом возрасте, получил удостоверение тренера-общественника по силовым единоборствам. Это дало ему возможность передавать свой спортивный опыт молодым. В Бронницах Томилов стал обучать этому виду силового спорта школьников и студентов городских учебных заведений, а также тренировать городских милиционеров.

В 1967 году Юрий Ликарионович поступил на дневное отделение Московского техникума легкой промышленности, на отделение, где готовят художников-конструкторов и модельеров обуви. А в дальнейшем его по распределению направили на кожгалантерейную фабрику в Бронницы. Сюда Томилов перебрался уже вместе со своей женой – Раисой Павловной. Сначала супруги поселились на съемной квартире по ул.Кожурновская. Позже им дали скромное жилье без коммунальных удобств на Красной, 49.

Именно в те годы Юрий Ликарионович решил повысить свой образовательный уровень как художник и поступил на художественно-графический факультет вечернего отделения Московского заочного пединститута. А через 5 лет получил диплом преподавателя рисования и черчения. Однако вакансий в окрестных школах в то время не было, и он устроился по приглашению тогдашнего председателя художником-оформителем в тогдашний колхоз-миллионер «Борец».

Уже в этот период Томилов стал отдавать основную часть своего свободного времени изобразительному творчеству. Пробовал самые разные жанры, и у него получалось: есть у бронницкого художника и отличные графические работы, и хорошие гравюры, и живопись акварелью и маслом. И при этом многогранный Томилов постоянно искал себя в «смежных» профессиях. А в 1977 году ему неожиданно предложили должность инженера в конструкторском отделе 195-го завода. Но как человек, с детства стремящийся к изобразительному творчеству, он всегда хотел работать по своему любимому профилю.

Так что, когда в Жуковском открылось художественно-конструкторское отделение, его пригласили туда по набору, Юрий Ликарионович сразу согласился и поработал там несколько лет. Затем в Раменском организовали художественную мастерскую при городском парке культуры, и его пригласили руководителем мастерской. Работа ему нравилась, но ежедневно добираться до райцентра было не просто. Но он был увлеченным человеком и, как вспоминают его близкие, очень надеялся на скорую возможность организовать такую же мастерскую в Бронницах.

Однако, несмотря на потребность в ней, получить на это разрешение от бюрократических районных властей целеустремленному худруку тогда так и не удалось. Огорченный непониманием и бесконечной чиновничьей волокитой, Томилов уволился из Раменского, вернулся на своё прежнее место художником-оформителем на 195-й завод и проработал там до 1980 года. Работая на этом оборонном предприятии, Юрий Ликарионович, как и прежде, активно занимался творчеством, особенно графикой. 

Главный объект его художественных устремлений – это сами Бронницы. Старые и новые городские улицы, переулки и здания, живописные, заповедные и просто памятные для него места. Зимой и летом, весной и осенью они по-своему, но неизменно выразительно, предстают в его небольших графических работах. В этом может убедиться каждый бронничанин, листая старые газетные подшивки, просматривая часть его рисунков, которых еще при жизни художник передал в городской музей. В хранилище – целая мини-галерея обычных уличных картинок и пейзажей.

Когда внимательно смотришь на внешне неброские томиловские миниатюры, то уже совсем по-иному видишь давно знакомые и привычные места. Вот приятный взору многих поколениям бронницких жителей, а ныне уже ушедший в историю ажур старого моста над Москвой-рекой. Вот знакомое каждому коренному горожанину здание бывшей «красной» школы со скромным памятником павшим на войне преподавателям и ученикам. А вот тихий уголок городского сквера и главная наша достопримечательность – старинный Архангельский собор…

Как известно, у нас в Бронницах работало много замечательных мастеров карандаша, кисти и резца. Но, наверное, не было ни одного художника, кто бы чаще и больше рисовал наш город, чем Юрий Томилов. Причем, он много работал не только как живописец, но и как график тоже… На уже пожелтевших от времени листках на нас смотрит по-своему навсегда запечатленное на бумаге время: Бронницы 70-х, 80-х, 90-х... Вот характерный обрис городской колокольни и соборных куполов, ухоженные домики с резными ставнями, а неподалеку – примета времени – тогдашние новостройки-пятиэтажки…

– У нас хранится не один десяток рисунков Томилова с видами разных памятников, живописных мест города и сельской округи, – с увлечением рассказывала мне в свое время об этом бронницком художнике главный хранитель музея Нина Фирстова. – В основном, это графика, небольшие работы, зарисовки с натуры, пейзажи. Но даже на малом изобразительном пространстве художник стремился добиваться большей творческой глубины и выразительности…

Впрочем, кто-то из знающих Томилова школьных учителей, наверняка, вспоминает его и как неутомимого оформителя-энтузиаста. Он – автор целого ряда самобытных росписей-панно на стенах внутренних помещений в старом здании «красной» школы на Новобронницкой улице... И что бы ни говорили о них разные доморощенные критики, скромный томиловский вернисаж — это тоже наша бронницкая художественная летопись и по-своему значимое творческое наследие художника...

Почти два десятилетия Томилов увлеченно и очень добросовестно работал преподавателем в системе дополнительного образования г.Бронницы: проводил там занятия в детской изостудии, а позднее – еще и в секции самбо. Этапным и очень значимым для него стало знакомство и дружба с другим известным бронницким мастером кисти – Л.Я.Сухановым.

Именно при его активной дружеской помощи Юрий Ликарионович вскоре подготовил свою первую и довольно солидную персональную выставку. В дальнейшем вокруг Суханова и Томилова стали группироваться многие местные художники, и вскоре возникло целое объединение. Юрий Томилов, судя по воспоминаниям, был в числе самых активных членов народного самодеятельного коллектива-изостудии городского Дома культуры. Оно, как вспоминают старожилы, стало настоящим творческим союзом местных художников-любителей.

О бронницких вернисажах той поры знали далеко за пределами области. Студийцам удалось возродить давние, идущие еще с начала 20-х годов ХХ века, традиции бронницкой художественной школы. Работы Томилова, судя по записям в каталогах, выставлялись не только на городских и областных выставках, но даже за пределами Подмосковья. И при этом сам часто организовывал выставки работ своих воспитанников в детской библиотеке, входил в жюри конкурсов. А еще был неизменным участником вечеров творческой интеллигенции, которые очень интересно проводились в те годы в городской библиотеке.

Как и все одаренные люди, супруги Томиловы вырастили и достойно воспитали двоих детей. Дочь Оксана, как мне рассказывали, пошла по папиным стопам, серьезно увлеклась рисованием, окончила техникум в Гжели, училась в том же институте, что и отец. После получения диплома не один год трудилась преподавателем Бронницкого Дома детского творчества. А ныне она работает в Раменской детской школе искусств №1. В настоящее время у нее двое уже взрослых самостоятельных дочерей.

– Увлечение отца, конечно, заметно повлияло и на мой жизненный выбор, – считает Оксана Юрьевна Томилова (в замужестве – Носова). – Папа занимался творчеством преимущественно дома, и все его рисунки были перед моими глазами с раннего детства. Под впечатлением увиденного и под творческим влиянием отца я сама стала много рисовать уже в раннем дошкольном возрасте. А в дальнейшем, когда стала взрослой и получила образование, изобразительное творчество и обучение художественно одаренных детей тоже стали моим жизненным призванием.…

Юрий Томилов оставил свой след и как талантливый книжный график. Наверное, многим из нас хорошо знакомы стихи по-есенински яркого и самобытного советского поэта-шестидесятника Николая Рубцова. Но мало кто знает, что одну из книг о нем, принадлежащей перу хорошо знавшей поэта (но сыгравшей роковую роль в его жизни) Людмилы Дербиной «Воспоминания о Рубцове», оформил Юрий Ликарионович. На титульном листе этого издания знаменитый российский поэт изображен на фоне картинки очень похожей на наш Архангельский соборный комплекс.

Ничего удивительного в столь откровенном сходстве с нашей главной городской достопримечательностью нет: такой рисунок навеяли Томилову ставшие ему родными бронницкие места. Да и сам Рубцов, признанный певец русской души, очень даже органично смотрится на таком фоне. Отмечу, что иллюстрации, да и сам сборник воспоминаний жители нашего города, интересующиеся его творчеством, могли увидеть и на одной из библиотечных выставок той поры.

Бронницкий художник ушел из жизни сравнительно рано – в 65 лет. Но его своеобразные художественные работы, посвященные нашему городу, как и прежде, радуют бронничан. И этот небольшой рассказ о Юрии Ликарионовиче, непростая творческая биография которого в чем-то схожа с рубцовской, хочется закончить строками, посвященными поэту: «Останется времени тайна и творчества искренний свет, и добрая память, и знанье, что смерти, конечно же, нет…»
Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий