ЛЕГЕНДА АВТОПРОМА ИЗ БРОННИЦКОГО УЕЗДА
0
2624
Куда бы ни заносила нас судьба, мы всегда будем помнить родные места, тот край, где появились на свет, где начали жизненный путь. Наверняка, не раз вспоминал свою малую родину и наш легендарный земляк-орденоносец Герасим Кузьмич ПАРЫШЕВ, ставший одним из первых директоров советского автопрома. Под руководством этого по-настоящему талантливого организатора-производственника на тогдашнем Горьковском заводе (ГАЗ) началась сборка первых отечественных грузовиков и легковых автомобилей. В этом году все знавшие и помнящие этого замечательного человека сограждане отмечают 125-летие со дня рождения Герасима Кузьмича. Хочется, чтобы узнали о нем и бронничане.

Родился будущий руководитель-автомобилист в 1894 году недалеко от нашего города, в селе Толмачево тогдашнего Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьян-бедняков. Там прошли его юные годы, нелегкие, как у всей детворы простых сельчан. Когда Гере едва исполнился год, скоропостижно умер его отец. А в столицу они с матерью и младшими детьми перебрались после того, как во время пожара сгорел семейный дом в родном подмосковном селе. В столице подросшего Геру устроили в ремесленное училище. Окончив его в 1911 году, он начал работать в частной автомастерской братьев Крыловых: сначала учеником маляра, а в дальнейшем – мастером.

Довелось нашему земляку по достижению призывного возраста послужить в российской армии и принять участие в Первой мировой войне. В сентябре 1915 года молодой парень был мобилизован в армию и направлен на Румынский фронт. В армии Герасим служил механиком-водителем. Там попал под влияние большевистских агитаторов, стал солдатским активистом, а после демобилизации участвовал в революционных событиях. В начале 1918 года Парышев приехал в Москву и, немного освоившись, вернулся у к своему раз и навсегда выбранному профессиональному профилю – поступил на работу бригадиром на завод «Богатырь».

Там общественно активный заводчанин сумел должным образом проявить себя, и военный комиссариат Москвы направил его в созданный для молодого большевистского правительства специальный автомобильный отряд ВЦИКа, где он почти десятилетие добросовестно трудился в уже знакомой ему должности бригадира по окраске автомобилей. Одновременно целеустремленный, стремящийся к знаниям автомобилист учился на общеобразовательных курсах, успешно окончил двухгодичную партийную школу и стал авторитетным секретарем местной партийной ячейки.

В 1929 году перспективный и идеологически надежный специалист был отправлен на полгода в учебную командировку в США, на завод Форда. После возвращения из Америки Герасима Кузьмича назначили начальником сборочного цеха на Московский автомобильно-сборочный завод, в дальнейшем ставшим филиалом будущего Горьковского автозавода (ГАЗа). В конце 1930 года проявивший себя руководителя командировали на строящийся гигантский автозавод в Нижнем Новгороде (Горьком) – начальником сборочно-кузовного цеха. На этом крупнейшем в СССР предприятии в полной мере раскрылся организаторский талант Парышева, умение правильно руководить людьми и добиваться успеха на самых трудных участках производства.

29 января 1932 года – этот день навсегда остался в славной летописи производственных достижений нашей страны. Именно тогда с главного конвейера сборочного цеха ГАЗа, которым руководил Герасим Кузьмич, сошел самый первый отечественный грузовик. Вот как вспоминали это историческое событие в заводской многотиражке: «...Мерно заработал мотор. Плавно поползли цепи конвейера. Двинулась в путь первая рама грузовика, обрастая по ходу деталями и узлами. Вот на нее ставится задний мост, затем крепятся тормозные колодки. После машинист, ловко управляя подъемником, переворачивает шасси и передает их с малого конвейера на большой. А по монорельсу уже плывет на главную линию сердце машины – мотор. Самые опытные сборщики ставят его на автомобиль, подсоединяют глушитель, крепят бензопровод. А затем уже устанавливается кабина, капот, платформа. Колеса же обуваются в резинотрестовские покрышки... Ну, братва, догоняй Америку! – пошутил бригадир главного конвейера, садясь за руль первенца советского автопрома».

Сам директор Парышев с неподдельным волнением смотрел, как следом за первым грузовиком сходил второй, третий, четвертый… автомобиль. Кисть маляра старательно выводила по черной раме белой краской: «ГАЗ №1», «ГАЗ №2», «ГАЗ №3», «ГАЗ №4»... Причем, в дальнейшем, несмотря на многие организационные и иные трудности начального периода, элементарную нехватку необходимого оборудования, наш расторопный, настойчивый и требовательный земляк сумел наладить бесперебойный выпуск этих жизненно необходимых народному хозяйству СССР автомобилей. За освоение их производства Парышев в апреле 1934 года был удостоен в то время высшей награды советского государства – ордена Ленина. Но это был только один из этапов его яркой и насыщенной трудовой биографии...

Быстро развивающейся советской автомобильной индустрии были остро необходимы собственные высококвалифицированные кадры, причем современной формации. Поэтому вполне закономерно, что в 1935 году Парышев был вторично направлен в Детройт – столицу американского автопрома для дальнейшего изучения опыта автомобильного производства. Когда он вернулся, был назначен на должность руководителя специального технического бюро по улучшению кузова и в дальнейшем стал быстро продвигаться по служебной лестнице. Его назначали на руководящие должности и доверяли важнейшие государственные задания. Поработал он и заместителем начальника производства, и начальником кузовного корпуса, затем – начальником сборочного цеха автозавода, а после – директором автобусного завода (филиал ГАЗа).

Многих его соратников больше всего удивлял и восхищал организационный талант этого человека, выходца из простого народа. Он не только уверенно справлялся со своими обязанностями, но и оперативно находил выход из сложнейших ситуаций, всегда добивался поставленной цели. Так, например, по его инициативе была создана конструкция деревянной кабины первого советского грузовика. Благодаря своевременной организации производства таких кабин (вместо металлических, для изготовления которых на заводе еще не было штампов) в назначенный срок с главного конвейера стали сходить грузовые автомобили с такими отечественными кабинами.

Перед началом Великой Отечественной войны, когда Герасим Кузьмич трудился на ответственном посту заместителя начальника производства завода, коллектив ГАЗа получил важнейшее задание – освоить производство легких отечественных танков. Энергичный Парышев становится первым руководителем нового танкового цеха автозавода и одним из организаторов выпуска известных советских танков Т-60 и Т-70. В том, что за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 года ГАЗ был награжден орденом Ленина, есть и заслуга нашего земляка. К слову, и сам Парышев в числе особо отличившихся заводчан в дальнейшем был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Зимой 1942 года руководство автозавода снова озадачили «сверху»: надо было срочно выпустить для фронта большую серию легких разведывательных аэросаней. Не сразу смогли автозаводцы укротить «строптивое» изделие: сначала сани не слушались, то есть не двигались так, как было предусмотрено конструкцией. Но настойчивость директора, хорошо продуманные им организационные мероприятия сделали свое дело: окончательные испытания на льду реки Оки дали хорошие результаты. Один военный, который с ГАЗовскими аэросанями выезжал на фронт, вернувшись, рассказывал Парышеву: «Форсированный двигатель от грузового автомобиля ГАЗ-АА с прикрепленным к нему алюминиевым пропеллером своим шумом при движении аэросаней наводил ужас на врагов. Пули, посылаемые вслед быстроходным аэросаням, отскакивали от вращавшихся пропеллеров».

Энергии и настойчивости Кузьмича, как любовно называли заводчане директора, казалось, не было предела. Его можно было видеть в любом цехе, на каждом участке, где возникали трудности. Нерадивых руководителей переводил на более низкие должности. Тем, кто проявлял инициативу, доверял ответственную работу. Ни тяготы военного быта, ни перебои с материально-техническим и продовольственным обеспечением, ни частые налеты вражеской авиации не могли сбить производственников ГАЗа с напряженного производственного ритма. В неимоверно тяжелых условиях того сурового времени коллектив продолжал выпуск своей продукции для фронта. Судя по воспоминаниям ветеранов предприятия, Герасима Кузьмича знал и любил весь многотысячный коллектив Горьковского автозавода. Им гордились, ему подражали. Но смерть всегда забирает лучших.

В январе 1943 года во время очередной массированной бомбардировки директор завода, как всегда, не покинул свой ответственный пост. А, когда одна из бомб попала в заводское помещение, он первым бросился на помощь заваленным при обрушении стен людям… Но авианалет продолжался, и руководитель сам погиб от следующего взрыва... Это стало огромным горем и невосполнимой потерей для всего производственного коллектива, для родных, для друзей, для всех, кто знал незаменимого Кузьмича. Хоронили легендарного директора всем заводом, и его памяти благодарные автозаводцы посвятили немало своих добрых дел. Именем настоящего лидера и патриота своего предприятия впоследствии названа одна из улиц в Автозаводском районе. А в марте 1944 года руководство ГАЗа представило его к еще одной заслуженной награде – боевой. Г.К.Парышев был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Вот такого замечательного, деятельного, незаурядного во всех отношениях человека до сих пор вспоминают ветераны Горьковского автомобильного завода. Вот такой яркий, необычный, хотя и до обидного недолгий путь прошел обычный с виду мальчишка, появившийся на свет в конце позапрошлого столетия в недалеком от нас селе тогдашнего Бронницкого уезда.

Валерий НИКОЛАЕВ (по материалам Централизованной библиотечной системы Автозаводского р-на г.Нижний Новгород)

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий