Династия ФЕДОРОВЫХ: три поколения автомобилистов
0
4637
Отмечая ежегодный праздник Московской области – День труда, мы всегда воздаём заслуженные почести тем, кто умеет хорошо работать, кто знает и любит своё дело, свою профессию. Но ещё больше мы хвалим и благодарим тех, кто способен воспитывать правильное отношение к труду и у своего потомства. Трудовыми семейными династиями по праву гордятся многие городские предприятия и организации. Сегодня наш рассказ о бронничанах ФЕДОРОВЫХ – представителях трех поколений военных автомобилистов 21 НИИИ. Если сложить весь трудовой стаж этой семьи в оборонном институте, то получится внушительная величина – больше целого столетия. У каждого из династии Федоровых свой взгляд на профессию, свой основной профиль, свои личностные качества. В настоящее время каждый из членов этой семьи находится на разных этапах своего жизненного пути: у самого старшего многое уже позади; есть что вспомнить и тому, кто шел вслед за отцом; а у младшего – всё ещё только в самом начале... Но всех троих объединяет главное: они – достойные представители одной трудовой династии, и при этом сама биография их семьи неразрывно связана с насыщенной историей оборонного учреждения, с его достижениями и многолетними традициями.

Очень много хорошего и значимого в нашей сегодняшней жизни уходит своими корнями в советское прошлое. Именно там в своё время начиналась и формировалась династия автомобилистов Федоровых. Её основатель – Николай Александрович родился в д.Дьяково в предвоенном 1940 г. В своей деревне он окончил только три класса местной школы, а после того, как дом, где жили Федоровы, сгорел во время пожара, семья переехала на постоянное жительство в Нижнее Велино. Завершать семилетку мальчишке пришлось уже там. Все «дети войны» взрослели рано, и Коля 14-летним подростком пошел работать в местный колхоз. Так, с 1954 г. (если считать не по трудовой книжке, а фактически) начался его 66-летний трудовой стаж. В августе 1959 г. Николая призвали на срочную армейскую службу в автомобильные войска. Прослужил он три с половиной года в составе группы советских войск в Германии. Собственно, там парень и начал свой путь военного автомобилиста: получил водительские права, выучился на инструктора по вождению. Демобилизовавшись, он поработал три месяца в Бронницкой автотранспортной колонне №18, а в мае 1963 г. был принят шофером в тогдашний НИИ-21.

С первыми километрами водительских маршрутов стал формироваться и его привычный жизненный уклад, сам распорядок повседневного быта. Первое время Николай шоферил на ГАЗ-51 и выполнял самые разные поручения. В дальнейшем стал возить начальника института, который жил в Москве, на автомобиле ГАЗ-21. К слову, в это время мой собеседник женился (супруга Людмила Дмитриевна, работала в бухгалтерии НИИ-21). А с появлением потомства денег на семейные нужды стало не хватать (зарплата у шофера «легковушки» была скромная). И он здесь же, в институте, перешел на грузовую поливомоечную автомашину. Там стал получать на 30 рублей больше, по меркам того времени они имели значение… Надо сказать, что тогда в большом хозяйстве оборонного учреждения имелись практически все виды и марки автомашин. И трудолюбивому Николаю Александровичу, ставшему со временем водителем 1-го класса, довелось поработать едва ли ни на всей технике, обеспечивающей испытательную и хозяйственную деятельность института, в том числе и на автобусах. В разные годы уверенно рулил ЗИЛами, УАЗами, КАМАЗами, столь же уверенно водил и ПАЗы, и ЛАЗы и «Икарусы»… Словом, ездил практически на всём, что двигалось на колесах. И при этом благодаря своей беспокойной водительской профессии, многое увидел и многое узнал.

– Ездить приходилось много и часто: возил начальников самого разного уровня, не раз доставлял до места сбора участников различных сборов и совещаний, – вспоминает Николай Александрович. – К примеру, в 1974 г. в Бронницах проводилось очень представительное совещание начальников автомобильных служб Вооруженных Сил стран Варшавского Договора. Все прибывшие в наш город участники, представлявшие разные рода войск, имели звание не ниже генеральского. Совещание проходило в нашем институте, а проживали они в период командировки в столичной гостинице. Так что мне каждый день приходилось заниматься их развозом на нашем служебном автотранспорте. Ответственность, понятное дело, очень большая… Но при этом мне довелось самому побывать в самых разных местах и посмотреть немало интересного. Приходилось заезжать в Московский Кремль, и в Звездный городок, бывать на важных для моих пассажиров встречах. В выходные дни вывозить личный состав института на зрелищные футбольные и хоккейные матчи, концерты, театры. А, к примеру, в 1985 г. в Минске были организованы большие армейские сборы руководителей всех родов наших войск с участием тогдашнего партийного лидера страны М.С.Горбачева. На этих сборах, кстати говоря, была представлена вся наша оборонная промышленность, все оборонные заводы и специализированные НИИИ. А я, работая на институтском «Икарусе», ежедневно привозил и развозил участников по месту их нахождения...

Среди первоклассных шоферов редко оказываются случайные люди. Высокого профессионального уровня не добьёшься без настойчивости и призвания. Да и само стремление дойти до высот профессии растет у настоящих водителей день ото дня. Поэтому вполне закономерно то, что к своей работе Николай Федоров всегда относился очень ответственно и добросовестно. Как мне рассказали, его в своё время «за образцовое выполнение специального задания» даже наградили «особой» грамотой Министерства обороны СССР. Эта грамота приравнивалась к государственной награде, и получил её институтский водитель за то, что четко, без проблем, доставлял в нужные места Главнокомандующего Сухопутными войсками СССР, заместителя Министра обороны СССР, Героя Советского Союза, генерала армии Е.Ф.Ивановского. А если брать весь его шоферской стаж на легковых автомобилях, то Николай Александрович в общей сложности возил более 40 разных генералов, как своих институтских, так и других по заданиям командования. По-своему участвовал Федоров-старший и в испытаниях новой военной автомобильной техники. В том числе вместе с к.т.н. М.П.Чистовым – ведущим научным сотрудником, специалистом 21 НИИИ. Есть его доля участия и во многих лабораторно-дорожных работах по оценке эвакопригодности, по эвакоспособности техники и в научных исследованиях по оценке проходимости автомобилей в тяжелых дорожных условиях.

Николай Александрович работал водителем в «оборонке» до тех пор, пока позволяли силы и здоровье. Спокойно «крутил баранку» даже после наступления пенсионного возраста. И только после своего 72-летия сменил хлопотный и беспокойный шоферской профиль на более приемлемое для своего возраста занятие. Но при этом из 21 НИИИ не ушел. Так же добросовестно трудился на предприятии теплообеспечения в своём же институте вплоть до наступления 80-летнего возраста. В настоящее время мой почтенный собеседник находится на давно заслуженном отдыхе. За свой многолетний добросовестный труд в 70-х годах Н.А.Федоров был трижды награжден престижным в то время знаком «Победитель социалистического соревнования», медалями «200-летие Министерства обороны РФ» и «Ветеран труда», а также многими Почетными грамотами института и главного автобронетанкового управления. А если заглянуть в его трудовую книжку, то там аккуратно заполнены практически все страницы со сведениями о поощрениях. На его трудовом счету – множество благодарностей за достигнутые высокие показатели, за успехи в труде, десятки записей о вручении ценных подарков и денежных премий.

Как известно, в 21 НИИИ всей семьей трудились и по сей день трудятся немало бронничан. Так и для Федоровых именно институт стал основным местом работы. К слову, более 12 лет своей биографии отдала этому оборонному учреждению и супруга водителя-ветерана – Людмила Дмитриевна. Пришла сюда в 70-х годах и работала бухгалтером-таксировщиком в автомобильной службе института. Причем, свои обязанности, как мне рассказали, тоже всегда выполняла добросовестно и была у руководства на хорошем счету. Да и матерью, судя по всему, была образцовой. Воспитали вместе с мужем достойного сына, который тоже пошел по пути военного автомобилиста. Второй представитель трудовой династии – Олег Николаевич родился в 1964 г. в д.Нижнее Велино, школу №12 (нынешний Лицей) окончил в городе Бронницы, куда в дальнейшем переехала семья. Как нетрудно догадаться, еще мальчишкой Олег с большой охотой ездил с отцом, когда тот работал на грузовике. Наверное, именно с юных лет и привлекли его автомашины. Впрочем, свой трудовой стаж в институте Олег начал еще до поступления в военное автомобильное училище (УВВАКУ): после окончания школы целый год работал электриком-аккумуляторщиком.

– Решение пойти учиться в Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище пришло ко мне после школы, – рассказывает Олег Николаевич. – Поступил туда сразу и учился 4 года. После успешного окончания училища в 1986 г. меня, молодого лейтенанта, направили служить в Забайкальский военный округ. Из Читы попал за границу – в Монголию. Начинал командиром взвода, в дальнейшем проявил себя и был назначен заместителем командира автомобильной роты. В этой же должности с 1987 г. проходил службу в отдельном батальоне материального обеспечения 108-й мотострелковой дивизии 40-й армии, входящей в состав ограниченного воинского контингента в Афганистане. Наша рота занималась доставкой горюче-смазочных материалов (ГСМ). Возили, в основном, бензин и автомобильные масла. Доставляли нужные армии грузы в составе колонны из приграничного населенного пункта Хайратон, расположенном близ Термеза. Сначала шли до г.Пули-Хумри, после – до места дислокации батальона в г.Баграме и дальше – в г.Кабул, где тоже находились части нашей дивизии. Следуя туда и обратно, наша колонна дважды в неделю проходила известный всем воинам-афганцам туннель на перевале Саланг. Если учитывать открытые горные дороги и душманские нападения, то мы ездили, можно сказать, на «пороховых бочках»...

И хоть со времени афганской службы моего собеседника прошло уже более трех с половиной десятилетий, он хорошо помнит всё, что там произошло. Участие в той необъявленной войне стало настоящим жизненным испытанием для молодого офицера. Таким же, как сегодняшняя СВО, для многих военнообязанных россиян. Вспоминая те давние события, Олег Николаевич рассказал о том, как произошло нападение на колонну у населенного пункта Аминовка. Это горное селение считалось самым опасным участком маршрута Баграм-Кабул. Бандиты начали обстрел внезапно, намереваясь сразу же поджечь бензовозы. Однако слаженные действия руководителей и боевого охранения подразделения заставили «духов» отойти, и автоколонна благополучно, без потерь, продолжила движение по своему маршруту. За успешную доставку грузов и умелое руководство в сложной обстановке заместитель командира роты О.Н.Федоров был награжден медалью «За боевые заслуги». Офицер находился «за речкой» с 1987 г. до января 1989 г. А еще он вспомнил о том, что их дивизия, как и все части ограниченного контингента, выходила из Афганистана по историческому мосту Дружбы через пограничную реку Аму-Дарью.

– После Афганистана меня, кадрового офицера-автомобилиста, вернули из 40-й в 39-ю армию на прежнее место службы – в Забайкальский военный округ, – продолжает свой рассказ Федоров-сын. – А вскоре начался вывод советских войск из Монголии, в котором я поучаствовал с 1989-1991 гг. Наша автомобильная рота сухогрузов занималась подвозом военного имущества и вывозом боеприпасов разных калибров и образцов из армейского артиллерийского склада. В дальнейшем я получил направление на службу в свои родные места – в г.Бронницы. Здесь в тот период на базе испытательного батальона организовывалась центральная испытательная автомобильная база в связи выводом войск из Германии. В этой войсковой части я прослужил на руководящих должностях: от заместителя начальника испытательного отдела автомобилей многоцелевого назначения до начальника штаба-заместителя командира части. Уволился из армии в звании подполковника, но при этом свою работу в 21 НИИИ продолжаю по сей день. Правда, уже в должности обычного инженера отдела обеспечения испытаний. Если говорить о личной жизни, то у меня уже довольно солидный семейный стаж. Моя супруга Инна Юрьевна работает в Бронницком Тепловодоканале (ТВК) – лаборантом химической лаборатории. Да и сын Алексей, повзрослев, стал военным автомобилистом.

Как и его отец, Олег Николаевич – очень скромный и сдержанный человек. О реальных заслугах и наградах этого достойного представителя династии Федоровых можно гораздо больше узнать от его коллег и из служебных характеристик. Вот строки из одного такого документа, который размещен одном из стендов музея 21 НИИИ ВАТ: «К выполнению своих служебных обязанностей О.Н.Федоров всегда относится добросовестно, проявляя при этом завидную выдержку и разумную инициативу. Имеет глубокие знания и практический опыт работы по организации испытаний и воспитанию личного состава. Внес значительный личный вклад в развитие военной автомобильной техники, в подготовку и становление молодых офицеров, прапорщиков, старшин, сержантов и солдат. На протяжении длительного периода времени испытательный отдел под командованием майора Федорова прочно удерживает первое место по результатам боевой подготовки, выполнению планов испытаний, состоянию воинской дисциплины и показателям безопасности службы. Имеет государственные награды, в том числе медаль Жукова. Пользуется заслуженным авторитетом среди сослуживцев и командования воинской части. За достигнутые успехи в служебной деятельности приказом командира войсковой части занесен в «Книгу Почета воинской части»».

Надо сказать, что биография у самого молодого представителя третьего поколения трудовой династии военных автомобилистов Федоровых – Алексея Олеговича – пока еще небольшая и в общем-то самая обычная. Родился он в Бронницах в октябре 1994 г. и здесь вырос. Как и его отец, учился в школе №3 (ныне Лицей), а после завершения своего среднего образования поступил в Бронницкий филиал МАДИ. В 2017 г. парень успешно окончил этот автодорожный вуз по специальности «Автомобильное хозяйство и автомобильный транспорт». А когда ему, дипломированному инженеру, предложили пойти поработать в 21 НИИИ, Алексей, понятное дело, сразу же согласился: ведь там многие годы трудились и его отец, и его дед. Проработал он в институте год, и его призвали в армию. И тогда его работа сменилась на армейскую службу – на испытательной базе института.

– В 21 НИИИ я устроился практически сразу после получения вузовского диплома, – рассказывает Федоров-внук. – Поработал всего один месяц, и меня отправили вместе с группой испытателей в дальнюю экспедицию на Эльбрус. Командировка длилась целый месяц: сначала мы направились на нашей автомобильной технике до Астрахани и там работали две недели. А затем еще 14 дней испытывали институтские машины на высокогорных дорогах Кавказа. Когда я только осваивал свои должностные обязанности младшего научного сотрудника, меня в ноябре того же года призвали на срочную службу в армию. После демобилизации сразу же восстановился в нашем институте: сначала на должности младшего научного сотрудника научно-исследовательской испытательной лаборатории автопоездов и прицепов. Через год меня повысили до научного сотрудника. Так что и в настоящее время работаю на этой должности. Мой производственный профиль – научные исследования и всесторонние испытания многоцелевых автомобилей грузоподъемностью 2,5 тонн, автопоездов, прицепов и полуприцепов...

Как и старшие Федоровы, Алексей Олегович сразу осознал, что ему, военному автомобилисту-испытателю, как и любому полноценному специалисту, нужен надежный семейный тыл. Твердо определившись с профессией и местом постоянной работы, он не стал откладывать на будущее своё личное обустройство. Перспективный научный сотрудник в настоящее время уже является главой молодой бронницкой семьи. Его жена Ульяна Алексеевна – преподаватель, музыкант и вокалистка тоже хорошо знает и любит своё дело. Она добросовестно трудится в нашей Детской школе искусств и не первый год преподаёт городским ребятишкам фольклор и фортепиано. Более того, супруга Алексея Федорова стала уже достаточно известным в нашем городе человеком. Она – нынешний руководитель популярного у многих горожан народного коллектива КДЦ «Бронницы» – ансамбля русской песни «Веселуха». Без ярких выступлений его солисток уже многие годы не обходится ни один городской праздник. Но, как бы ни были заняты молодые супруги своими делами и увлечениями, в быту они живут очень дружно и стараются во всём помогать друг другу. Так что и отец, и дед вполне могут быть спокойны за будущее Алексея Олеговича: у него отличные перспективы и полный порядок и на производстве, и в семье.

– Характеризуя семейную династию Федоровых, мне хочется в первую очередь воздать должное её родоначальнику – Николаю Александровичу, – отметил в завершение нашей беседы инструктор по военно-политической работе 21 НИИИ ВАТ А.А.Горшунов. – Это удивительный по своей работоспособности, знанию и мастерству вождения автомобильной техники всех видов и профилей специалист. И при этом, столь же замечательный по своей скромности, обязательности, безотказности и бескорыстию человек. Он всегда добросовестно выполнял не только все свои служебные обязанности, но и любые общественные поручения. Если это было нужно нашему коллективу, он беспрекословно садился за руль и в выходные, и в праздничные дни. А еще, сам многое умея и обладая заслуженным авторитетом, Николай Александрович никогда не гнался за высокими наградами и большими деньгами. Он всегда довольствовался только тем, что честно заработал. Не сомневаюсь и в том, что именно с него, с главы династии, во многом брали и по сей день берут пример и сын Олег, и внук Алексей. Потому и выросли они такими же добросовестными и трудолюбивыми. Потому и сформировалась у нас в институте эта крепкая трудовая ветвь потомственных военных автомобилистов. И я очень надеюсь, что династия Федоровых продолжится и в будущем. И не только во внуках, а в правнуках Николая Александровича. Ведь именно на таких людях, как Федоровы, держалась, держится и будет держаться наша российская земля!
Беседовал Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий