Виктор УСТИМЕНКО: "Мы обкатываем колеса российской армии!"
0
4097
Защищают свое Отечество не только в бою на передовой, но и на оборонных предприятиях, на испытательных полигонах и в научных лабораториях. И от того, насколько продуктивной будет повседневная деятельность военного инженера, конструктора, испытателя, ученого или изобретателя, во многом зависят и обороноспособность страны, и победы на полях сражений. Так что, отмечая 23 февраля, мне хочется рассказать о кадровом офицере-оборонщике, жителе нашего города, который вот уже многие десятилетия вносит свой весомый вклад в развитие военной автомобильной техники. Даже сегодня, несмотря на очень почтенный возраст (на днях ему исполнится 91 год), полковник в отставке, ведущий научный сотрудник 21 НИИИ ВАТ, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Российской Федерации Виктор Семенович УСТИМЕНКО продолжает свою трудовую деятельность. Накануне праздника корреспондент «БН» встретился с бронницким ветераном-долгожителем и многое узнал о его многолетней офицерской службе, о научно-исследовательской работе и долгом, непростом, насыщенном событиями, жизненном пути. 

Наша беседа началась в просторном помещении обновленного музея 21 НИИИ ВАТ. На красиво оформленных стендах – важные этапные даты почти 70-летнего пути института, исторические сведения, портреты и биографии руководителей, конкретные заслуги и награды ведущих сотрудников, фотоснимки разных лет и различные памятные экспонаты. Но самое главное в этой большой экспозиции – это, всё же, люди и машины. Ученые, инженеры, конструкторы, водители-испытатели… Вездеходы, тягачи, специальные колёсные шасси, многоцелевые и защищённые автомобили, техника двойного назначения...

Мой собеседник имеет к размещенным здесь стендам, к разработке и испытаниям новых машин, да и ко многим другим достижениям института самое непосредственное отношение. Если в оформлении музея он активно участвовал как главный эксперт, то по службе и основному профилю Виктора Семеновича знают как авторитетного заместителя начальника института по научно-испытательной работе, автора и руководителя новых научно-методических разработок целого направления в многоплановой деятельности 21 НИИИ ВАТ. Впрочем, рассказывая о человеке с такой солидной и насыщенной биографией, лучше сделать это обстоятельно и начать с самых истоков.

Полковник-автомобилист принадлежит к поколению «детей войны», которому немало пришлось пережить и в «грозовые сороковые», и в послевоенный период. Он родился 27 февраля 1932 года в г.Ульяновске, а когда началась война, мальчишке было всего 9 лет. Отец Виктора, родом из Крыма, в молодости воевал в Красной Армии, а после был строителем железных дорог, причем, прокладывал их в самых разных регионах страны. Так что семья Устименко, часто следуя за своим кормильцем, многие годы вела не обустроенный кочевой быт. В 1941 году, сразу же после германского нападения, главу семьи мобилизовали в трудовую армию. И как опытного специалиста не раз направляли на стройку железнодорожных путей, имеющих тогда важное оборонное значение. Из-за частых переездов, связанных со службой отца, Виктору пришлось собирать своё среднее образование, что называется, «по кускам»: он поочередно обучался в восьми разных школах, находящихся в очень отдаленных друг от друга местах. Сначала учился на Северном Урале, в Слободо-Туринском районе Свердловской области. Это был, пожалуй, самый трудный период его детства…

– Тогда мне пришлось пропустить почти целый учебный год, – вспоминает мой собеседник. – На занятия в холодный период не мог ходить потому, что у меня в то время просто не было никакой теплой одежды и обуви. К тому же, сама школа очень плохо отапливалась, даже руки в классах замерзали. Да и питались мы очень скудно, всё время хотелось есть. Помню, чернил у нас в то время вообще не имелось, писали выжатым свекольным соком. А упражнения и задачки по арифметике из-за острой нехватки тетрадей решали на старых газетах… Словом, военные годы наложили на моё школьное образование свой суровый отпечаток, но учился я старательно – в отстающих не значился… В феврале победного 1945 года отца направили на строительство железной дороги в Кулундинскую степь, расположенную на юге Западной Сибири. Добирались до места назначения своим ходом: сначала на санях, а уже после – на поезде до Новосибирска и дальше. Мне запомнилось, как на перегоне от станции Татарской до станции Кулунда наш состав застрял аж на трое суток: в ту пору там пути заносило снегом так, что паровоз просто не мог двигаться…

Судя по рассказу Виктора Семеновича, жизнь их семьи в Кулундинской степи была хоть и кратковременной, но также связанной со множеством бытовых лишений и ограничений. Окончание войны, в мае сорок пятого года он встретил в семье сестры его отца на станции Тюлькубас, которая затерялась между городами Чимкент и Джамбул. Там его временно оставили по пути следования родителей к новому месту жительства и работы отца в г.Ташкумыр Киргизии. Затем в его судьбу вошел город Ангрен в Ташкентской области, где ему довелось общаться и находить общий язык не только с местным узбекским населением, но и с находящимися там заключенными и японскими военнопленными. Жилось тогда по-прежнему трудно и голодно, но не всем – японцев, кстати, кормили очень сытно… Но, как бы то ни было, полученная в те суровые годы жизненная закалка помогала будущему офицеру на последующих непростых этапах его биографии. Потом отца направили строить «железку» еще дальше на юг – в Сурхандарьинскую область. Но своё среднее образование парень всё же успешно завершил в узбекском городе Денау...

– Несмотря на многочисленные переезды и перерывы в учёбе, аттестат у меня получился вполне достойным: всего две четверки, а остальные – пятерки, – продолжает свой рассказ Виктор Семенович. – Одна из четверок была по немецкому языку, который я тогда считал языком врага и поэтому ненавидел. А в дальнейшем стал изучать английский. К слову, о Денауской школе, её директоре-орденоносце и педагогах у меня остались самые добрые воспоминания... Теперь о том, почему я после выбрал военную профессию. Так уж совпало, что в период завершения моего школьного образования шла настоящая война между Северной и Южной Кореей, а СССР в ней негласно участвовал. Нас, допризывников, не раз вызывали в местный военкомат и всё более настоятельно рекомендовали поступать в военные училища. Один мудрый человек посоветовал мне: раз, мол, вы все на учёте, то поступай в автомобильное училище. Даже, если с армией у тебя не сложится, то получишь нужную гражданскую специальность. Согласившись, я в 1951 году поступил в Рязанское военное автомобильное училище. Так начался мой теперь уже почти 72-летний период, связанный с армией, автомобилями и «оборонкой».

Через три года курсант Устименко, с отличием завершив учебу, получил диплом техника-механика, лейтенантское звание и назначение по праву выбора службы в одну из престижных воинских частей Московского военного округа с перспективой поступления в Бронетанковую академию. Но пока юный офицер был в отпуске и ездил навестить своих родителей, живущих в Средней Азии, его место вдруг оказалось занятым. А после штабные кадровики распределили парня уже в совсем иную воинскую часть – в отдельную автомобильную роту, расположенную на территории знаменитых тогда Гороховецких военных лагерей. Туда, в район поселка Мулино, на лето выезжало большое количество воинских частей.

Те, кто там побывал, говорили об этом месте так: «Леса нет – одни сосны, земли нет – один песок, воды нет – одни болота, людей нет – одни солдаты!» Ныне там находится центральный полигон Западного военного округа. А тогда размещалась 12-я артиллерийская дивизия резерва Ставки ВГК, в составе которой было шесть отдельных бригад и полков, один из которых был «парадным». В транспортной роте, куда он попал, насчитывалось более ста автомобилей (в основном «студебекеров»). Причем, многие солдаты – водители и ремонтники были старше Виктора по возрасту. А командиром роты был суровый и очень требовательный майор-фронтовик.

– Вот так, совсем непросто, начался и проходил начальный этап моей армейской биографии, – вспоминал мой собеседник. – Наша транспортная рота, состоявшая из трех взводов, обслуживала все воинские части дивизии. Доставляли туда новое вооружение, обмундирование, продукты питания, стройматериалы и другие необходимые грузы. Разного рода перевозок набиралось очень много. Но, как бы то ни было, я старался добросовестно осваивать новый для себя гарнизонный быт. Словом, проходил там настоящую армейскую закалку. Ведь как г оворили бывалые солдаты: «Кто в Гороховецких лагерях не бывал, тот настоящей службы не видал!» При этом, я не оставлял мысли о том, чтобы в дальнейшем продолжить своё офицерское образование и поступить теперь уже в Ленинградскую академию тыла и транспорта. На каком-то этапе эта моя мысль перешла в действие. Готовился упорно и основательно, ибо конкурс там был серьезный. Но моё стремление к учебе дало результат: я успешно сдал все вступительные экзамены и поступил.

Виктор учился в академии тыла и транспорта целых пять лет. Занимался там с большой охотой, всё ему было очень интересно и увлекательно. В итоге молодой офицер получил диплом военного инженера-механика с отличием. Важно добавить и такой факт в его биографии: ко времени окончания академии мой собеседник был уже женатым человеком. Со своей будущей первой супругой лейтенант Устименко познакомился только после завершения первого, особенно тяжелого для него, этапа службы в Гороховецких лагерях.

Прежде о семейной жизни парень особо не помышлял: для этого не было даже минимальных условий. И солдаты, и офицеры жили, можно сказать, в самых обычных, плохо обустроенных землянках. Виктор, находясь в отпуске, после первого года службы, побывал по месту жительства родителей. Там и встретил свою достойную спутницу по жизни – молодого врача Елизавету Василец. После того, как они поженились, его жена, ставшая уже Елизаветой Устименко, отправилась с ним и устроилась терапевтом в местном госпитале. Им даже предоставили отдельную квартирку. Вскоре в их семье родился сын Александр, а в последующем, уже в Ленинграде – дочь Маргарита...

Продолжая семейную линию биографии и забегая вперед, скажу: супруги Устименко прожили вместе в ладу и согласии целых 20 лет. В 1966 году переехали на постоянное место жительства в Бронницы. Здесь остались уже навсегда и достойно воспитали обоих своих детей. А в 1975 году в семью пришла беда: Елизавета Петровна трагически погибла… Офицер очень тяжело переживал утрату близкого человека, но надо было жить дальше. Сам он, как военный человек, много времени проводил на службе в институте, а без хозяйки семейный быт стал неустроенным. Нужна была заботливая женская рука… И в дальнейшем в личной жизни моего собеседника появилась Галина Давыдовна Титова. Она трудилась инженером-нормировщиком на 38-м опытном заводе до самого его расформирования. Со второй женой он прожил ещё целую жизнь – 44 года. И, так уж сложилась судьба, снова стал вдовцом. В 2020 году Галина Давыдовна скончалась от тяжелых последствий коронавируса. Да и сам Виктор Семенович только чудом остался живым и здоровым после заражения этой опасной инфекцией в период тогдашней пандемии.

Впрочем, все эти и последующие события произошли в то время, когда судьба Виктора Семеновича была уже прочно связана с нашим городом. А до этого он, окончив в 1963 году академию, получил назначение в Казанское высшее командно-инженерное училище. Там офицер прослужил три года. Но это была служба не по избранному профилю. И он предпринял целый ряд попыток перевестись на более соответствующее его образованию место. Наконец, в мае 1966 года капитан Устименко был направлен в Бронницы, в 21 НИИИ ВАТ, на должность младшего научного сотрудника. Работать начал в первом «колесном» отделе, там тогда было 54 сотрудника, которые занимались автомобилями многоцелевого назначения. Его учителем стал руководивший тогда отделом, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки, лауреат многих государственных премий Н.Н.Яценко. На вопрос своего начальника о том, чем намерен заниматься, Устименко твердо ответил: автомобильными подвесками. И объяснил, что, когда еще служил в Гороховецких военных лагерях, начал собирать там необходимый материал, определил конкретную тему, над которой намеревался поработать и поставил перед собой цель.

– Но руководитель отдела, хоть и похвалил такой выбор, но при этом всё же поставил передо мной более актуальную задачу, – продолжал свой рассказ Виктор Семенович. – Моим делом стало освоение комплексной испытательной трассы. У меня в ведении было от 8 до 12 машин, а испытания проводил одновременно на всех спецучастках. Для начала нужно было отрабатывать методики ускоренных испытаний. Ведь, если проводить их в обычных нормальных рамках, то испытательный процесс мог затянуться на год, а то и на полтора. А результаты требовалось получить как можно быстрее… Порученным мне направлением по ускорению испытательного процесса я занимался почти четыре года. Но в дальнейшем всё же вернулся к системам подрессоривания, в частности, пневмогидравлическим подвескам, создал ходовой макет, провёл на нём стендовые и дорожные испытания. А дополнив теорию нелинейных систем, подготовил диссертацию, которую защитил в училище имени Н.Э.Баумана в Москве. Собственно, это одно из моих основных направлений исследований, я занимаюсь им по настоящее время. Уже проведено множество различных, в том числе экспериментальных исследований, написана масса статей, имеется целый ряд перспективных изобретений. О каждом из них можно рассказывать отдельно, и все они, в той или иной степени, способствовали тому, чтобы новые образцы нашей автомобильной техники не только быстрее проходили испытания, но и соответствовали всем заданным ходовым параметрам…В связи с этим нельзя не упомянуть о создании целого ряда подвижных лабораторий для проведения экспериментальных исследований автомобилей в различных климатических зонах с холодным и жарким климатом, начиная от Якутска и Ашхабада до высокогорья на Памире. Это позволило разработать новую нормативную базу на уровне государственных стандартов и стандартов организации в области надёжности, плавности хода, скоростных свойств, обоснования удельных мощностей, постоянного отбора мощности от автомобиля в движении и многое другое.

Как известно, в автомобилестроении всё очень взаимосвязано и взаимозависимо. Чтобы последовательно продвигать отрасль вперед, нужно постоянно совершенствовать конструкции и ходовые характеристики машин. А процесс этот долгий и совсем непростой: ведь новинку мало только изготовить. Чтобы её приняли в производство, нужно доказать преимущества и перспективность в ходе многочисленных проверок и обкаток. Очень хорошо сознавая это, Устименко как опытный и знающий свою отрасль специа­лист плотно сосредоточился именно на разработке новых ускоренных технологий испытаний, как отдельных агрегатов, так и автомобиля в целом.

– Отмечу, что Виктор Семенович – один из ведущих специалистов в РФ по такому важному комплексному направлению, как повышение плавности хода автомобилей, – говорит старший научный сотрудник, руководитель ветеранской организации 21 НИИИ ВАТ Николай Савельев. – Его вполне можно назвать основоположником и главным организатором такого рода научно-исследовательской деятельности в нашем институте. Позади у него большой и очень плодотворный путь. Начинал с младшего научного сотрудника и закончил службу в должности заместителя начальника института по научно-испытательной работе. Виктор Семенович – автор более 140 научных трудов, избран академиком Академии проблем качества. Входит в редколлегию отраслевого журнала, является признанным специалистом в области теории и практики колебаний автомобилей, их надёжности и прочности конструкций, изобретателем новых технологий испытаний. Виктор Семенович – активный участник научно-практических конференций, а также тематических выставок типа «Архимед», «Интерполитекс», «День инноваций» и др., где неоднократно отмечался дипломами с вручением преимущественно золотых медалей. Даже, когда в 1989 году он завершил офицерскую службу, ушел в отставку по возрасту, наш коллектив не покинул и продолжил свою деятельность. Организовал специализированную научную лабораторию, привлек многих своих коллег и, взаимодействуя с другими отделами, поныне успешно осуществляет инновационные разработки по актуальным вопросам. Кроме того, он проводит большую целенаправленную работу по подготовке молодых специалистов, оказанию им помощи в исследовательской работе и написанию научных трудов и диссертаций.

Чтобы по достоинству оценить сделанное человеком, очень важно увидеть и фактическое -документальное подтверждение его деятельности. Вместе с Виктором Семеновичем мы рассматриваем фотоснимки, свидетельства и дипломы о его наградах самых разных лет. С каждым из них связаны конкретные люди и события, происходившие в его биографии. Вот на снимке он с трибуны выступает на институтском собрании… Вот он на групповой фотографии с сотрудниками, уже как заместитель начальника 21 НИИИ ВАТ. А вот активный по жизни офицер на одном из заседаний исполкома уже как член Бронницкого горсовета... На цветном снимке Устименко запечатлен с группой сотрудников института и КАМАЗа перед их участием в международных гонках «Париж-Дакар». Есть в музее и документальное свидетельство того, что отличившийся ученый-офицер был награжден медалью Московской областной Думы «За труды». С особой гордостью мой собеседник показывает удостоверение о присвоении ему звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации». Его подписал в 2000 году лично В.В.Путин, тогда еще только исполнявший обязанности Президента РФ. Впрочем, перечисленное – только малая часть того, что я увидел...

Собственно, и в настоящее время, даже если судить только по внешнему виду и другим видимым приметам, мой собеседник-долгожитель явно в отличной для его очень почтенного возраста форме. Несмотря на своё 91-летие, он подвижен и подтянут, всё так же добросовестно трудится ведущим научным сотрудником института, уверенно возглавляет ряд научных направлений. Груз прожитых лет, похоже, не мешает ему, пенсионеру по возрасту, каждый прожитый день полноценно работать на оборону России, приносить ощутимую пользу своей стране. Он всё так же четко и взвешенно излагает свои мысли, хорошо помнит людей и события даже многолетней давности. А ещё, ветеран, как профессиональный автомобилист, до сих пор ездит на личном транспорте. Сейчас Виктор Семенович временами живет один: так уж вышло, что взрослые дети, получив образование и интересную работу, в 1991 году, после развала СССР, неожиданно оказались в других странах. Став вдовцом, ему приходится вести своё домашнее хозяйство, даже успевать трудиться на даче. Правда, после выхода на пенсию к нему всё чаще и чаще из Прибалтики приезжает дочь и берёт на себя большую часть домашних забот. Впрочем, он уже привык, когда её нет, со всем справляться самостоятельно. Но при всём этом ежедневная работа в институте Минобороны для Устименко – самое главное.

– Как и прежде, руковожу в институте большим и очень значимым проектом, связанным с разработкой методов ускоренных испытаний автомобильной техники, – рассказывает мне Виктор Семенович. – Этим направлением, кстати, основательно занимаются многие отечественные и зарубежные научные учреждения. Актуальных тем и нерешенных проблем здесь немало. Но я с гордостью могу сказать, что и мы здесь смогли продвинуться вперед. Впервые, не только в нашей стране, мы в 21 НИИИ ВАТ в ходе проводимых испытаний научились оценивать дорожные условия с помощью самого автомобиля через реализацию эксплуатационных свойств. И, прежде всего, через расход топлива и скорость движения. Словом, мы впервые разработали количественные показатели, которые позволяют повысить достоверность результатов наших испытаний. Кроме того, мы придумали ещё один показатель – это уровень нагружения, уровень воздействия самой дороги на автомобиль. При этом сами его задаём и в процессе испытания контролируем и корректируем с таким расчетом, чтобы к концу испытаний на этой дороге выйти на заданное нормативное значение. Таким образом, нами получена регулируемая или управляемая технология пробега испытаний, при которой получаем высокую достоверность и сопоставимость результатов в различных дорожно-грунтовых и климатических условиях.

Конечно, неискушенному в автомобилестроении человеку непросто понять и оценить всё то, что успел осуществить ведущий научный сотрудник 21 НИИИ ВАТ Устименко со своими коллегами и учениками, каков их реальный вклад в то, чтобы колеса нашей армии стали лучше и надежнее. Но даже изложенное в этой статье помогает понять главное: мой собеседник относится именно к тем бронницким военным автомобилистам, которые никогда не стоят на месте. Каждый из них по-своему стремится продвигать транспортную отрасль вперед. Вместе с тем, ситуация здесь совсем непростая: опытных специалистов со стажем становится всё меньше. Да сама штатная численность сотрудников института уже не та, что была прежде. И с перспективным пополнением специалистами дела обстоят не так, как хотелось бы. К сожалению, мотивация молодежи чаще делает крен не в науку, а в сторону экономических вопросов.

Понимая ситуацию, Виктор Семенович считает, что кадровая проблема, в том числе и в оборонных научно-исследовательских и испытательных учреждениях, – самая острая и насущная. Причем, он не только понимает, но и сам предметно участвует в её решении. Ведь, как правильно говорили в своё время: «Кадры решают всё!», именно от них, подготовленных и целеустремленных, напрямую зависит научный потенциал автомобильной отрасли, а значит и её будущее.
Беседовал Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий