Таинственная Польщина
0
  • урочище Чертовка, д.Поддубье
    урочище Чертовка, д.Поддубье
5202
(Юго-восточная часть бывшего Бронницкого уезда)

Владимир Васильевич КОСТИН уже давно знаком читателям «БН». Это краевед-энтузиаст с огромным практическим стажем. Он – настоящий знаток многих исторических мест и достопримечательностей бывшего Бронницкого уезда, автор целого ряда серьезных исследований. Наш край, старинные усадьбы, деревни, храмы интересовали его с молодых лет. С годами увлечение стало настоящим жизненным призванием, которому он отдавал все свободное от основной работы время. Сам оформлял свои работы в отдельные тематические книги, иллюстрировал собственными фотоснимками... И ныне, несмотря на свой почтенный возраст, пенсионер, живущий в столице, всё так же верен своему делу. А когда бывает в Бронницах, как и прежде, первым делом идет в наш городской Музей истории. И его исследование, которое мы публикуем в этом номере, наверняка, будет интересно всем, кто любит наш край и его историю.

Мы так привыкли к реалиям нашей обывательской жизни, что иногда не замечаем много интересного, что находится вокруг нас. Эта обыденность, а иногда просто лень, мешает оглянуться и увидеть окружающие нас объекты и задать себе вопрос, а что за ними стоит. Как и что они обозначают?

Много таких загадок осталось нам от прежних времён и наших предков. Этими вопросами занимается наука называемая топонимика, изучающая происхождение названий природных объектов (лесов, оврагов, полей, рек и самое главное, названий населённых пунктов). «Умные» академики пишут громадные тома, в которых решают глобальные вопросы: «Откуда есть и пошла Русская земля?» или «Происхождение имён» большущих городов и земель. Но академическая наука мало обращает внимания на мелкие детали. Кому– это нужно? Для неё важны глобальные вопросы – обобщения, разъясняющие общие связи и процессы возникновения явлений и названий.

Ну а мы, пишущие в наш забитый разным «хламом» стол, решили заняться этим мелочным исследованием. Может кто­то перед тем, как очистить его от завалявшегося мусора, решит прочитать, что здесь понаписано и вдруг сделает для себя неожиданное открытие...

Для этого мы с вами направимся в нашу родную Польщину, где «имеем честь» проживать. Это правобережье среднего течения Москвы-реки. Название происходит от слова поле. Здесь много полей, перемежающихся небольшими лесами. Есть во Владимирщине небольшой старинный город, который основал Юрий Долгорукий почти в одно время с Москвой. Это город Юрьев-Польский. Но правильнее его нужно было бы называть Юрьев-Польской, так как он находится во Владимирском Ополье. Там тоже множество полей, перемежающихся небольшими лесами. А наша Польщина находится на самом краю бывшего Владимиро-Суздальского княжества. И заселяться она начала несколько позднее, чем появился город Владимир, а тем более Суздаль.

Да и христианство пришло сюда позднее, а жившие здесь племена вятичей гораздо дольше придерживались языческой веры. Доказательством того, что здесь проживали славяне-вятичи, служит наличие около с.Юрасова «пустоши, что прежде была деревня» по названию Вятчино. Это название настолько древнее, что найти какие-либо следы в письменных источниках о существовании здесь деревни не удаётся. Везде говорится, что это «пустошь, что была д.Вятчино», а когда она была?

Наши предки называли места своего обитания, согласно своим представлениям об окружающем мире, считая, что рядом с ними находится не только мир людей, но существует другой мир, населённый различными мифическими, божественными созданиями, которых нужно бояться, уважать, благодарить, задабривать и приносить различные жертвоприношения, совершая в «положенных местах – капищах» ритуальные службы – моления. Перебирая свои «архивные» документы я обратил внимание на одну интересную деталь. Деревня, находящаяся в нашей Польщине, носит название Поддубье, расположена рядом с селищем Кащеевским. Это не пустошь, где могла быть деревня, это именно селище, т.е. место, где находилось славянское поселение, относящееся к ранне-славянским временам.

Здесь же, по данным археологии, находился курганный могильник, который: «По сведениям А.П.Богданова 1867 г. расположен близ деревни, на левом берегу р.Савиха (правый приток р. Отра). Количество насыпей неизвестно». Сейчас этих курганов нет, так как там были построены колхозные дворы. «Ну и что из этого следует?» – скажет наш читатель, обыватель, к которому вдруг, попадёт этот опус. Ну и что? Поддубье от того, что здесь росли дубы. Подлипье – деревня под липами. Всё ясно... Но тогда следует задать такой вопрос. А название Кощеево – это место, где жил Кощей? А две речки Чертовки говорят о том, что здесь было много чертей? Такие выводы нужно делать?

А следуют из этого весьма интересные вещи. Да! Поддубье – это место, где росли дубы – Дубовые кущи. А наши предки славяне устраивали свои капища (места молений) именно в таких дубовых рощах под самым большим, старым и раскидистым дубом. Значит, здесь находилось место, где наши далёкие предки проводили свои ритуальные празднества и называли его Кащеево. «Слава Перуну, Богу нашему! Он нас хранит, он даёт здоровье и земные блага.... И дубравы Божьи мы бережём, ибо нельзя дубы низвергать – Боги наши в тех дубах. И они дают нам то, что мы просим. И мы восхваляем Богов».

Кащей – это имя славянского божества – Чернобога. «Чёрный Бог – повелитель тьмы, Пекельного царства. Он сидит на троне в Чёрном замке, рядом с ним богиня смерти Марена (Матрёна), а перед ним восседает загробный судья...» В «Велесовой книге» говорится, что «это Бог безумия. И если иной не удержит своего естества в этот раз и скажет безумное – то это от Чернобога». Пекельное царство – это подземный мир, страшное пекло, куда попадают грешные души за свои грехи. Но согласно «Книги Коляды» Велес собрал небесное войско и вместе со Сварожичами победил Кащея – Чернобога.

«Силу били они, как траву,
И побили силу неверную, и
Кащей бежал от Сварожичей..».

Позднее, с приходом христианства, все эти таинственные места стали называть Чёртовыми, а речки Большой и Малой Чертовкой, как бывшие обиталища Чернобога. А все дубовые рощи заставили вырубить и забыть, назвав всё старое чертовщиной... Но наши предки продолжали придерживаться былой веры и служить старым богам.

На губернской карте 1852 года наша речка уже называется речкой Савиха. Отчего так? И как об этом говорится в наших преданиях? «И вот мы шли, ибо матерь Сва пела песнь ратную, и мы должны были её слушать...». Эта птица в «Велесовой книге» является птицей Свалебедем, «Сва машет крылами», но у нас, по созвучию, оказалась обычной птицей совой. А речка получила название Совиха – Савиха.

Кащей не оставил своих злодеяний и «как-то напал на бога Ярилу», которому пришлось бежать. Но к нему на помощь пришёл Белее. В результате чего Кащей был заточён в пещеру, А «Яриле пришлось столкнуться с другим Богом Сивой. Этому малоизвестному славянскому Богу люди должны были приносить жертвы: «давали оброк по два человека». Ярило в книге «веды Славян» носил имя Гюргий (Егорий). «Як откуда взявся святый Ягорий?». А как известно, Егорьев (Юрьев) день отмечается в с.Степановское и окрестных деревнях как Престольный праздник 9 декабря. А в церкви Благовещения имеется придел во имя Егория Страстотерпца.

Кроме этого, нужно обратить внимание на то, что село Юрасово, называется ещё Ивановское тож. А Юрас – это простонародное имя Юрия, Георгия. Вполне возможно, что здесь, ранее, славяне отмечали праздник Ивана Купалы, а появившаяся деревня называлась Ивановское – Старчищёво. То есть она древняя – старая, но это не соответствовало новой христианской вере, и название было заменено на Юрасово, в честь Егория Страстотерпца. А вот поставленная здесь деревянная церковь почему-то получила освящение во имя Бориса и Глеба, а не Егория.

В начале XVII века построенную новую, кирпичную освятили во имя Ивана Воина и тем самым вернули селу старое название. Но престольные праздники остались в честь наших первых православных Святых. Вот ещё на что хотелось бы обратить внимание в связи с Юрасовым. В частности, можно задать такой вопрос: а почему маленький ручей, протекающий возле церкви Ивана Воина, называется Градской речкой? Что за град такой мог здесь быть? Да и ручей этот на речку ну никак не похож. Много вопросов задают старые названия.… Новая вера стремилась ликвидировать старые обычаи, но наши предки уходили совершать свои моления на новых местах, в лесах, на лесных полянах и в глухих урочищах.

Рядом с Поддубьем ранее находилась пустошь Лесиковка, сейчас там вольготно расположились дачные строения. Но эта пустошь также имеет право на происхождение от имени Велеса, то есть место, где его славили. Где конкретно могло находиться такое «капище», сказать трудно, но прямые параллели указывают на неё. То есть Велисово-Велисиково-Лесиково.

Рядом с этой пустошью находится место, которое называют Чёрной Крутицей. Это весьма интересное природное образование, на котором крутой высокий берег реки Песоченки (Лесиковки) подмывается водой. На этом берегу ледник оставил свои наносы чёрного грунта и различные органические остатки, в том числе знаменитые «Чёртовы пальцы», остатки различных доисторических существ. В детстве мы часто посещали это интересное место, где собирали «чёртовы пальцы» и другие ископаемые останки. К большому сожалению, имевший здесь дачу, наш бронницкий археолог, краевед И.Л.Чернай знал о существовании этой «крутицы», но ничем не отметил её в своих записках. А он многое мог бы рассказать…

Я уже отмечал в своём «странном» повествовании о совпадениях в топонимике рассматриваемого угла Полыцины. Напротив урочища Чёрная Крутица находится лес, который называют «Матрюхой». В своих рассказах я высказывал различные предположения о происхождении названия этого леса. А сейчас хочу связать его с вышеназванной, «сидящей на троне, рядом с Чернобогом Богиней Мареной – Матрёной (в русской традиции). Не был ли этот лес обиталищем этой Богини или точнее местом, где ей поклонялись? А соседняя деревня Першино разве не могла носить название «Перунщино», в честь славянского Бога Громовержца Перуна? В пяти километрах от Поддубья стоит село Петровское. В этом селе издавна находился храм Ильи Пророка, которого считают воплощением славянского Перуна.

Что ещё нужно отметить в данном случае, так это наличие большой поляны в средине Матрюхина леса. Почему она там находится и не зарастает? Что не давало лесу это сделать? По всей вероятности, деревьям не давало возможность расти качество грунта. Можно сделать такое предположение, что здесь когда-то жгли большущие костры, выжегшие, прокалившие почву. Здесь могли происходить какие-то ритуалы, посвященные богине Марене с соответствующими жертвоприношениями.

И ещё одно интересное совпадение топонимики наших мест со старыми, «ветхими преданиями старины глубокой». В «книге Коляды» говорится, что из лепестков звёздного цветка астры (Астра распространённый цветок наших садов и дачных участков) вышла «Золотая женщина Майя». «И тогда в Ирийском саду появились золотые палаты, в которых Майя села у окошечка и стала вышивать: шила первый узор – Солнце Красное, а второй узор – Светлый Месяц, шила третий – то звёзды частые». «К Злате Майе с небес голубем слетел Вышний..»

Рядом с деревней Поддубье находятся сразу две деревни Майково, возможно, названные так по имени «Золотой женщины Майи». Небесный «Вышний голубь» побеждает тьму страшного Чернобога и знаменует торжество сил Добра над силами Зла. И здесь появляется деревня, названная Майкой – Майковом. А лес, находящийся рядом с современной деревней Новомарьинкой, тоже называется Майковским, а посреди него также находилась большая поляна. Что за странные совпадения в соседних лесах?

С приходом христианства вокруг языческого места было выстроено 10 (десять!) православных церквей в сёлах: Степановском, Семёновском, Амирове, Татаринцево, Ульянине, Давыдове, Петровском, Троицком, Никитском и Юрасове. Причём по речке Песоченке (Лесиковке) пять. Старые названия и старую веру постарались придать забвению или переименованию, но в народной памяти они остались, а некоторые сохранились до нашего времени. А сейчас с вымиранием местного населения и появлением дачников и они исчезают.

Так практически исчезло название пустоши, о которой мы говорили в начале нашей статьи, Вятчино, как памяти о былом славянском населении. Оно заменено на Отра, причём ударение на первом слоге. Названо так, в тиши московских кабинетов, по речке Отра, протекающей в семи километрах отсюда. Так была обозначена наша речка Песоченка на некоторых современных картах. Бедная речка Песоченка – как её только не называли? А ведь название реки Отра также связано с переселением славян из Поморья на наши места. Они перенесли название большой реки на нашу маленькую.

К большому сожалению, не удаётся найти объяснение к интересному названию бывшей деревни (пустоши) под названием Чусово. Эта деревня существовала в начале XVI века, а затем в результате нападений врагов, болезней, исчезла, а жители скорее всего погибли или покинули свою родную землю. А находящийся рядом с этой бывшей пустошью лес называется Горным. Странное название, не правда ли? Никаких гор здесь нет.

А вот, если его называли ранее «Горним», то есть «Высшим», то становится понятно, что это название следует связывать с соседней Велесовой (Лесиковой) пустошью. То есть жители д.Чусово обозначили своё движение к Вышнему – Велесу. И ещё одна тонкость: рядом с Чусовым находилась старинная деревушка Подлипки (мы её вспоминали!). А эта деревушка издавна «тянула» к д.Першино и имела одних и тех же владельцев. То есть обозначенное движение к Перуну!

Языческая религия славян отличалась такой особенностью: они «не возводили храмы, а проводили свои религиозные церемонии в особо почитаемых местах». Можно представить себе весь путь торжественных процессий, совершаемых в день летнего солнцестояния. Он начинался с совершения жертвоприношений богине Марене, в Марёнином лесу, затем участники торжества двигались к сакральному месту битвы Велеса с ЧерноБогом (Чёрной Крутице), от которого в результате остались только чёртовы пальцы.

Затем омывшись в нижележащем по течению реки омуте богини Майи (Майковском омуте) шли на Велесово (Лесиково) поле. Конечным пунктом торжеств был Перунов родник-ключ (в д.Першино), появившемся от пущенной стрелы громовержца Перуна. Этот родник, до появления водохранилища, находился под обрывистым берегом реки. Могло ли сохраниться древнее название нашей речки после таких бесовских игрищ! Его нужно забыть и построить столько церквей, чтобы искоренить всякую память! А в истоке речка (у с. Семёновское) вообще носила название «Под Святым Колодцем». (Военно-топографическая карта Московской губернии 1856 г.).

Сейчас все вышеназванные места и пустоши сплошь застроены дачными посёлками, а их насельники вряд ли знают, на каких таинственных местах они растят морковку и капусту. По «Матрюхину» лесу строится скоростное шоссе, магистраль М-5, а сам лес наполовину вырублен. Откроем ещё одну «тайну» происхождения названия. В конце XIX века в газете «Московский листок», издаваемой Н.Пастуховым, для привлечения читателей, печаталась страшная повесть о похождениях разбойника Чуркина.

Причём, все эти страсти происходили в нашем урочище Чертовка. Правда или это была газетная утка, неизвестно. Но «вся Москва переполошилась». Из-за этих слухов у Пастухова начались неприятности. В конце концов известный издатель М.Катков, ранее много помогавший Пастухову, вызвал его к себе: «Какие ты там у себя безобразия печатаешь? Ты своим Чуркиным потакаешь дурным инстинктам. Брось!» После этого Пастухов в ближайшем номере газеты привалил разбойника тяжёлым деревом. На этом кончилась Чуркинская эпопея в газете, но осталась в народных преданиях и слухах. В Степановском овраг, по которому протекает Большая Чертовка, называется Чуркиным оврагом.

Вот такие тайны Польщины открылись перед нами с помощью науки топонимики и исследовательской фантазии автора. И как говорится в шутливой присказке «не хочешь, не слушай, а врать не мешай!». А если взглянуть на это серьёзно, то почему так много совпадений на таком небольшом кусочке нашей земли?
В.КОСТИН, краевед
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий