ТАТЬЯНА ТАРАСОВА — СЛОВЕСНИК, ЗАВУЧ И ПАРТОРГ "КРАСНОЙ" ШКОЛЫ
0
1710
Вот и прошли последние летние деньки, и школьные классы снова наполнились звонкими детскими голосами. Торжественно отметили свой традиционный День знаний и в нашей бронницкой Гимназии. В нынешнем учебном году это образовательное учреждение отмечает 110-годовщину со дня своего рождения. В честь школьного юбилея и в связи с началом нового 2024-2025 учебного года давайте перелистаем страницы богатой истории этого учебного коллектива и вспомним об одном из бронницких педагогов давнего советского периода, которого, без преувеличения, в прошлом веке знал весь город. Это преподаватель русского языка и литературы, многолетний и авторитетный школьный завуч и парторг, наставник, орденоносец и почетный гражданин нашего города Татьяна Васильевна ТАРАСОВА.

Начнём с того, что в книге «История Красной школы», изданной к 100-летию этого учебного заведения, незаурядному педагогу, отличнику народного образования, заслуженному учителю школ РСФСР, активистке и общественному деятелю городского масштаба посвящен отдельный раздел. Кроме того, материалы о Т.В.Тарасовой есть и в историческом музее Бронницкой гимназии. Там можно найти воспоминания о ней, записанные её коллегами и учениками. Документы о завуче-парторге, входившем в тогдашний руководящий состав и имевшем государственные награды, хранятся в отдельной папке в нашем городском архиве. Жаль только, что личные сведения об этом общественно активном, но при этом одиноком, не создавшем своей семьи человеке, крайне скупы и фрагментарны.

Судя по содержанию служебной характеристики, героиня нашей статьи появилась на свет в декабре 1892 г. в Москве в семье простого конторского служащего Василия Ивановича Тарасова. В 1898 г. в связи с рядом обстоятельств и тяжелой болезнью отца семья переехала в Бронницы. В том же году её глава умер. Неработающая супруга с пятью детьми (самому младшему - 2 года) осталась без средств к существованию. Помогал многодетной вдове её брат, выделяя по 10-15 рублей, чтобы дети смогли выжить. К слову, не всем это удалось...

Много позже Татьяна Васильевна в своей автобиографии упомянула только двоих братьев - Алексея и Петра, которые, повзрослев, переехали на постоянное жительство в г.Калининград. Называет она и свою сестру Александру (по мужу Аборину), которая, как и она, стала учительницей и до самой смерти жила и тоже преподавала в нашем городе.

«По окончании церковно-приходской школы (там училась 5 лет) я стала готовиться к экзамену на звание учительницы, - много позже написала в своей автобиографии Татьяна Васильевна. - Сдала экзамен при Московском учебном округе в ноябре 1910 г. Поступить на работу удалось лишь в сентябре 1912 г. В сельских школах Бронницкого уезда Московской губернии я учительствовала до 1 августа 1918 г. Затем была переведена в Бронницкую центральную библиотеку, где трудилась библиотекарем и заведующей, позже - инструктором. В 1929 г. поступила на заочное отделение Московского педагогического института и окончила его в январе 1933 г. После получения диплома переведена на работу в Бронницкую школу колхозной молодежи (ШКМ), которая в дальнейшем была преобразована в среднюю школу, учителем русского языка и литературы. С 1920 г. вела различную общественную работу: была членом правления Бронницкого отделения Рабпроса, членом Бронницкого городского библиотечного Совета, членом Губернского библиотечного методического бюро...»

Даже за сухими строками пожелтевших от долгого хранения документов чувствуется суровая атмосфера того давнего времени... Жизнь многодетной семьи была нелегка, и Татьяна, старшая из детей, повзрослев и выбрав учительскую стезю, как могла помогала матери поднимать младших. Помимо основной работы в Слободинской земской и других школах уезда, девушка давала частные уроки... Показательно и то, что её молодые годы совпали с бурными революционными потрясениями, сменой строя и общественных ценностей. Девушка, сама познавшая после смерти родителя нужду и лишения, сразу приняла новую рабоче-крестьянскую власть и активно включилась в происходящие в уезде преобразования. Она даже согласилась на временную смену учительского профиля и перевод в первый послереволюционный год на работу в Бронницкую библиотеку.

Там героиня нашей статьи приобщилась не только к книжному миру, но и к народившемуся в то время пролетарскому политпросу, Татьяна стала убежденной комсомолкой и активисткой. Но при этом, свое педагогическое призвание не забывала: готовила слабо успевающих в учебе бронницких ребятишек из крестьянских семей к переэкзаменовке, отдельно занималась с самыми отстающими школьниками.

А еще будущую заслуженную учительницу всегда тянуло к знаниям, к повышению профессионального уровня. Уже в то время она не представляла свою дальнейшую жизнь без педагогики, без преподавания в школе. Все, кто учился заочно, знают о том, как нелегко сочетать учебу, работу и еще кучу общественных дел... Но настойчивая Татьяна, сызмальст­ва привыкшая к трудностям, добросовестно занималась в пединституте все четыре года и достойно его закончила.

В середине 30-х годов бронницкую школу-семилетку, куда направили молодую выпускницу, преобразовали в среднюю. Надо сказать, что работать словесником в те годы было очень непросто и ответственно. Советским школьникам требовалось давать не только знания предметов. Надо было еще строго выдерживать правильную идейно-политическую линию, всякий раз обеспечивать на уроках ленинский принцип партийности лите ратуры. И рассказывая детям о жизни и творчестве поэтов, писателей, во всем руководствоваться теми постулатами, которые изложены в учебниках и рекомендованы тогдашними вождями компартии. О нынешнем многообразии и доступности любой информации по теме, о самых разных учебных пособиях говорить не приходилось. Очень многое тогда было под жестким запретом...

Впрочем, молодая и при этом сознающее своё предназначение учительница, с первых уроков стремилась говорить не лозунгами и цитатами, а по-настоящему учить своих учеников грамотности, урок за уроком прививала им вкус к художест­венному слову. В «красной» школе уже в те довоенные годы проявились лучшие традиции преподавания гуманитарных предметов, сформировались свои правильные подходы в воспитании патриотизма и любви к Родине, свои мудрые педагоги-наставники. Иначе, как сегодня, спустя многие десятилетия, объяснить тот факт, что бронницкие выпускники 40-х годов целыми классами уходили добровольцами на фронт в самые первые месяцы Великой Отечественной войны...

«Тов.Тарасова Т.В. проводит свои уроки на высоком идейном и методическом уровне, требовательность к учащимся соединяет с чутким, внимательным походом к каждому из них, дает своим ученикам прочные и глубокие знания... - такие фразы есть в характеристике бронницкой учительницы. - Процент успеваемости по её предметам во всех классах, где она преподаёт, превышает 95-98%. Её занятия являются хорошей школой для других учителей, охотно перенимающих ценный опыт. Особенно интересны и поучительны методики по написанию сочинений, изучению языка художественных произведений, анализу их идейного содержания. Тов. Тарасова Т.В. с 1934 г. принимает самое активное участие в общественной жизни школьного коллектива и всего города Бронницы, является действующим школьным лектором, председателем районной предметной методической комиссии по русскому языку и литературе. Коллеги-педагоги без сомнений могли доверять ей материальные средства: она долгое время была бессменным председателем правления кассы взаимопомощи при РК союза учителей...»

Можно и далее продолжить строки из школьных характеристик, наградных представлений. Но и уже сказанное убеждает: каждый учебный год для Татьяны Васильевны — это этап дальнейшего профессионального роста и общественной активности. Военный период (судя по тем же документам), стал для учителя-словесника Тарасовой временем максимальной трудовой и общественной нагрузки.

С 1941 г. «красная» школа призыв за призывом провожала на фронт не только своих выпускников, но всех учителей-мужчин призывного возраста. Ей, 49-летней женщине, в то время уже опытному педагогу, пришлось не только по мере возможности заменять ушедших коллег, но и активно участвовать во всех общешкольных мероприятиях. Хорошо зарекомендовавшую себя в общественных делах Татьяну Васильевну в феврале 1943 г. приняли в ряды ВКП(б). А в августе этого же года она была назначена заведующей учебной частью средней школы №1.

В 1944 г. деятельного и принципиального завуча-коммуниста впервые избрали секретарем первичной парторганизации школы, а в дальнейшем - членом пленума районного комитета партии - РК ВКП(б). Кто жил в то время, хорошо понимают: за этими выборными должностями была непростая, каждодневная организаторская работа в школе и в городе, реальный личный вклад в Победу. Закономерно поэтому, что за свои весомые трудовые заслуги школьный завуч награждена двумя военными медалями: «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» А в памятном, победном, году авторитетная бронницкая учительница получает и самую высокую свою награду - орден Трудового Красного Знамени.

Вторая половина послевоенных 40-х и начало 50-х гг., пожалуй, - самая активная и плодотворная пора в трудовой биографии Т.В.Тарасовой. В это время она - уже признанный педагог-наставник с большим профессиональным опытом, авторитетный завуч и парторг. Хорошо сознавая, что надо растить достойную учительскую смену, Татьяна Васильевна, как отражено в одной из партийных характеристик, «...Много внимания уделяет молодым учителям, ежедневно посещает и анализирует два-три урока, ведет большую методическую работу в школе и в районе, успешно руководит районной секцией учителей русского языка и литературы, является активной общественницей. За хорошую работу тов. Тарасова Т.В. много раз получала благодарности районного отдела народного образования, имеет почетную грамоту от Московского областного Совета депутатов трудящихся».

Перечисление многочисленных общест­венных нагрузок и заслуг есть в других документах личного дела. Называются и такие важные для любого школьного педагога показатели, как число «выпущенных классами и школой золотых и серебряных медалистов». Многогранная работа завуча-коммуниста не осталась незамеченной школьным и районным руководством. В 1948 г. Татьяна Васильевна была удостоена ордена «Знак Почета» и престижного звания «Отличник народного просвещения». А в юбилейном для неё, 1952 г., успешного школьного предметника представили к высокому званию «Заслуженный учитель школ РСФСР».

Читая строки характеристик, казалось бы, впору заметить: идейно правильная завуч-партиец прочно и надолго вошла в наградную номенклатурную «обойму», и её уделом, казалось бы, стало регулярно получать только грамоты, знаки, медали и ордена. Но вот парадокс суровой советской действительности тех лет: в личном деле школьного словесника имеется и совершенно иной документ, датированный 24 июня 1949 г.

В нем, в частности ,говориться: «...за безответственное отношение к работе, за неудовлетворительное руководство учебно-воспитательным процессом... зав. учебной частью тов. Тарасовой объявить строгий выговор...» Так жестко и бескомпромиссно, в духе того времени, образцовый завуч и парторг была наказана (вместе с тогдашним директором Маситиным) по результатам одной критической статьи в областной газете и соответствующей проверки Мос­облОНО.

Недостатки тогда были выявлены в преподавании математики в школе №1, и виновного учителя сразу сняли с работы... И хоть это был вовсе не предмет завуча Тарасовой (за русский язык и литературу вообще никаких нареканий не было), можно только догадываться, как переживала случившееся Татьяна Васильевна... Впрочем, уже в следующем году заведующий Бронницким райотделом народного образования А.Богданов в связи с «большой работой, проделанной по устранению выявленных недостатков», ходатайствовал перед областным руководством о снятии взысканий с руководителей школы №1. Московский областной отдел народного образования «снял» выговоры, но обида у завуча, конечно, осталась на многие годы... А вдумчивый читатель вполне может сделать вывод: «под раздачу» в советский период (как и в наше, казалось бы, совсем иное время) запросто мог попасть даже заслуженный «номенклатурный» педагог.

Ныне, спустя многие десятилетия, когда и сама Тарасова, и практически все из хорошо знающих её коллег давно ушли в мир иной, очень непросто составить объективный и достоверный личностный портрет образцового предметника и завуча. Шаблонные служебно-партийные характеристики не дают ответа на многие вопросы, касающиеся её человеческих качеств, в частности, взаимоотношений с близкими людьми, так и не сложившейся личной жизни... В бумажных документах она лучше «просматривается» как педагог и методист, который всё свое рабочее время отдавала детям и школьным делам...

Вот, к примеру, какой письменный отзыв о своем преподавателе оставила в памятной книге школьного музея выпускница 1952 г. медалистка «красной» Т.В.Чурбанова, ставшая доктором технических наук и профессором: «Я всегда с благодарностью вспоминаю Татьяну Васильевну, которая научила нас правильно применять полученные знания в процессе письма, обращая внимания на все знаки препинания... Её методики очень помогли мне в дальнейшем - в изучении иностранных языков в институте и в последующей работе переводчиком... Уроки Т.В.Тарасовой до сих пор помогают мне делать хорошие устные и письменные переводы... А еще говорю спасибо своему школьному учителю за то, что научила грамотно писать сочинения, приобщила к серьезному и постоянному книгочтению, к умению осмысливать прочитанное, привила вкус к хорошим стихам... Окончив «красную» в Бронницах, многие из нас ни в чем не уступали в знании предметов выпускникам московских школ. Все это мы оценили потом, когда стали самостоятельными людьми, а кто-то из нас сам, воодушевленный примером педагога, стал школьным учителем...»

Впрочем, даже при всех своих несом­ненных учительских и человеческих достоинствах Татьяна Васильевна все равно была дочерью своего времени. Ей, как и всем словесникам, пришлось действовать «в русле» жесткой дидактики в преподавании гуманитарных предметов и всё время чувствовать строгий контроль свыше. Но, как бы то ни было, опытный учитель, судя по всему, умела находить нужные слова и подходы к своим ученикам.

Ее уроки, как вспоминали дожившие до наших дней её ученики, всегда были по-своему интересны и содержательны. Завуч «красной», как никто другой, понимала: от школьных словесников во все времена зависело и зависит многое. Именно они могут сделать своих учеников интеллигентными, начитанными, духовно богатыми и грамотными во всех отношениях людьми. Или, наоборот, - примитивными и равнодушными обывателями, которые ныне стали бы типичными представителями эгоистичного и бездумного современного общества потребления...

Немаловажен и такой факт: как опытный педагог-методист Татьяна Васильевна в тот период учила не только учеников, но и молодых педагогов. Многие годы она была лучшим руководителем районной секции учителей русского языка и литературы.

Она сама и её коллеги регулярно выступала в учебных заведениях с содержательными докладами, постоянно посещала уроки молодых педагогов и помогала им быть на уровне требований времени. А еще она, несмотря на огромную школьную и общественную нагрузку, регулярно выступала со своими заметками и статьями на страницах тогдашней районной газеты «Бронницкий колхозник».

- Я обучалась у Татьяны Васильевны с 7-го по 10-й классы, - рассказывала её прежняя ученица, в дальнейшем - учитель математики и физики школы №1 Т.В.Дворецкова (Птицина). - Она была прекраснейшим педагогом-словесником, высококультурным, интеллигентным человеком. Не помню, чтобы на своих уроках она на кого-нибудь повышала голос. Да ей и не нужно было этого делать - все слушались её беспрекословно... Сама, отлично владея литературным языком, Татьяна Васильевна терпеливо учила этому нас, строго следила за правильностью речи каждого ученика. Часто вспоминаю её уроки сегодня, когда слышу о том, как мало читает наша молодежь хороших книг, вспоминаю её, когда замечаю, как безграмотно говорят дикторы даже на центральных каналах ТВ... А еще, сама будучи очень дисциплинированной, завуч Тарасова обеспечивала идеальный порядок в школе. А с 1959 г., когда я сама пришла в «красную» молодым преподавателем, Татьяна Васильевна помогла мне утвердиться в избранной профессии. При этом, она была очень скромным, неброским человеком, избегающем излишнего внимания, одевалась тоже всегда просто, без излишеств. Словом, являлась лучшим представителем советской педагогической школы, примером для всех нас, и я до сих пор вспоминаю её только добрыми словами...

Судя по подшитому в личном деле заявлению, завуч Тарасова была освобождена от занимаемой должности согласно поданному заявлению 19 августа 1958 г. - в связи с уходом на пенсию по возрасту. Но и после этого бывший заслуженный педагог продолжала преподавательскую и общественную работу, являлась ректором тогдашнего народного университета искусств. Такую популярную форму культурного шефства над Бронницами тогда осуществлял (наряду с Центральным Домом работников искусств) столичный музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко...

На этой нужной и полезной городу просветительской стезе неутомимая пенсионерка трудилась, пока были силы. Она настойчиво приобщала бронничан всех возрастов к лучшим образцам отечественного музыкального театрального творчества. Её многолетние учительские и общественные заслуги были оценены по-достоинству. Звание «Почетный гражданин города Бронницы» присвоено Т.В.Тарасовой решением исполкома Бронницкого горсовета депутатов трудящихся за №88 от 24.10.1967 г.

Умерла Татьяна Васильевна после долгой и тяжелой болезни 1 августа 1973 г. на 81-м году жизни. В день её похорон на Бронницком городском кладбище собралось немало знавших её бронничан самых разных возрастов, в том числе педагогов и учеников тогдашней «красной» школы. Они сказали немало добрых памятных слов и достойно проводили в последний путь человека, посвятившего нелегкой учительской профессии всю свою жизнь. Прощаясь, люди воздали должное педагогу-ветерану с Большой буквы, которая неустанно, год за годом, «сеяла разумное, доброе, вечное», которая помогла не одному поколению юных бронничан стать настоящими гражданами своей страны.
Материалы обработал
Валерий НИКОЛАЕВ
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий