Бронницкие экспонаты "чугунной империи" Франца САН-ГАЛЛИ
0
22.03.2024
5442
Уже много лет в основной экспозиции Музея истории города Бронницы находится необычный железный ящик, на который прежде редко кто обращал внимание. Но интерес к сейфу вновь пробудился в тот момент, когда к нам привезли для временного экспонирования коллекцию самоваров. Во время атрибуции предметов (их описания) внимание научных сотрудников привлек самовар необычной формы – в виде конуса, изготовленный на «Чугунно-литейном и механическом заводе Ф. Сан-Галли (Петербург)». Вот здесь и вспомнился тот ящик, на крышке которого стояли тот же самый фабричный знак и та же фамилия… Дальнейший поиск информации еще раз подтвердил: даже один предмет в музейной экспозиции может рассказать много интересного о прошедших временах и о тех, кто имеет к нему непосредственное отношение…
Таким образом, хранящиеся в нашем музее сейф и самовар, объединяет то, что у них один и тот же производитель – знаменитый в своё время российский промышленник и предприниматель прусско-немецкого происхождения Франц Карлович Сан-Галли (1824–1908 гг.). Он стал известен не только как основатель «Чугунно-литейного и механического завода», но и как изобретатель и общественный деятель. Вот об этой интересной и очень деятельной личности и пойдет речь в предлагаемой статье.
Свой трудовой путь Франц Карлович начал с простого ученика и далее, шаг за шагом, рос и поднимался по служебной лестнице. В 28 лет ему, обладавшему острым умом, инициативой, силой воли и настойчивостью, удалось открыть собственное дело. Причем оно очень скоро превратилось в крупное производство с целым штатом сотрудников, инженеров и мастеров. Завод стал изготавливать такое разнообразное число изделий, что очень скоро прибрел репутацию предприятия, способного производить все, что только можно. Этому способствовала и позиция самого фабриканта: он брался за любой заказ, каким бы трудным он ни казался.
Что же касается производственной структуры, то петербургский завод состоял из пяти самостоятельных в выпуске продукции отделов:
– строительный отдел производил различные конструкции: каркасы домов, колонны, лестницы и решетки, громоотводы, оконные переплеты, фонари, памятники; оборудование для бань, прачечных, паровых кухонь, дезинфекционных камер; приборы центрального отопления и вентиляции; водопроводы и печи;
– механический отдел выпускал паровые машины, насосы, подъемные машины, гидравлические прессы;
– котельный отдел производил паровые и водогрейные котлы, баки, резервуары, цистерны;
– слесарный отдел специализировался на выпуске денежных шкафов, сейфов и кухонных очагов;
– весовой отдел изготавливал весы, а кроме того садовую мебель, горные сани, комнатные ледники, коляски и кресла, ванны и умывальники, кровати и т.д.
Кроме указанных «отделов» завод имел жестяную мастерскую, в которой изготавливались баклаги для керосина и тому подобные изделия. Из столярной мастерской выходили деревянные шкафы, валики для катков, доски для вешалок и для пюпитров, скамейки и т.п. Обойная мастерская производила различные матрацы, занималась обтяжкой табуретов, зонтов, кроватей и т.д.
По каждому отделу производства имелись специальные прейскуранты, которые высылались по первому требованию заказчика. Главная контора располагалась в Санкт-Петербурге на улице Лиговка, магазины были открыты на Невском проспекте, а также в Москве на Кузнецком мосту.
Трудовым девизом Франца Карловича стала немецкое «Ohne Hast, ohne Rast» («Без спешки, без отдыха») – эта фраза была написана над входом в его рабочий кабинет, что несомненно способствовало достижению успеха: заводчик постоянно помнил о своей цели и шел к ней, чтобы ни случилось.
Сан-Галли постоянно модернизировал свое производство и с этой целью ежегодно бывал за границей: в Германии, Франции и Англии. Там он не только перенимал опыт, но и закупал новое оборудование. Благодаря знанию языков, высокому профессионализму, а также личному знакомству со многими промышленниками, ему удавалось получить доступ почти на все заводы, с производственными процессами которых он желал ознакомиться.
Немалое внимание владелец предприятия уделял условиям проживания своих производственников: при заводах строил жильё для рабочих, инженеров и приказчиков. В 1879-1880 годах была выстроена целая колония жилых зданий: 22 отдельных дома, разделенных аллеей, снабженных водопроводом с невской водой и керосиновым освещением. Также было возведено отдельное здание для школы. Позднее на Петровском острове, на берегу Малой Невы, была построена еще одна колония для проживания, сдачи в наем и отдыха – «Городок Сан-Галли». Также стоит отметить – Франц Карлович считал, что достойно платить за качественно выполненную работу экономически очень выгодно: работники непременно оценят хорошее отношение к себе.
Мало кому известно, что при всей масштабности своей фигуры как предпринимателя, Франц Карлович был еще и изобретателем. Немало его изобретений вошло в наш ежедневный быт. В 1855 году он изобрел радиатор отопления или просто батарею, к которой мы все привыкли с детства. И, надо отметить, что устройство таких систем стало одной из специализаций фирмы Сан-Галли. К этому стоит добавить производство различных дезинфекционных приборов, вентиляционных систем (во многих питерских особняках они исправно работают до сих пор), печей, герметических дверей, механических умывальников.
Одним из многочисленных нововведений, которые с легкой руки Франца Карловича прочно вошли в городскую жизнь, является обустройство общественных туалетов. С этим новшеством связана курьезная история. В Петербурге жила одна дама, отличавшаяся «легкостью мысли и поведения». Она скончалась, оставив большой капитал. Когда встал вопрос о том, как им распорядиться, государь велел передать капитал городской Думе на нужды сирот. Но думцы, среди которых было немало тех, кто лично знал почившую, отказались принять «непотребные деньги». Тогда Франц Карлович, возмущенный ханжеством заседателей, предложил употребить эти деньги на создание первых общественных туалетов в Петербурге.
Долгие годы на «Чугунно-литейном и механическом заводе Ф. Сан-Галли» изготавливали поразительной красоты балконные решетки, ворота, фонарные столбы, чугунные вазы, флагодержатели, фонтаны, детали интерьера. И это только малая часть портфеля заказов, с которым работал завод. Из самых известных творений завода стоит отметить: легендарные ворота Зимнего дворца, решетку Таврического сада, отделку входных дверей знаменитого музея барона А.Л.Штиглица.
Предприятие Сан-Галли принимало участие в строительстве одного из красивейших мостов Санкт-Петербурга – Троицкого: на заводе был отлит весь чугунный декор и бронзовые ростры, несущие фонари на обелисках при въезде на мост. Для городского водопровода были изготовлены насосы, для кронштадтского дока – огромный шлюз, а также приспособления для подъема миноносок из воды на зимнюю стоянку, маяки.
Не удивительно поэтому, что у фабриканта такого уровня среди клиентов значились Его Высочество и все члены Императорского дома, многие губернские и государственные учреждения, банки, казначейство, церкви, фабрики, больницы, инженеры, архитекторы, домовладельцы, зажиточная публика и промышленники всей России.
Завод Франца Карловича также выполнил работы по устройству водяного отопления в оранжереях Царскосельского императорского дворца, восстановил после пожара купола церкви Старого Царскосельского дворца, обустраивал водопроводы для бань. Завод в большом ассортименте выпускал грузоподъемное оборудование, в том числе лифты различного назначения и мостовые краны.
В 1876 году предприятию Ф.К.Сан-Галли было доверено переделать потолок в одном из помещений императорского дворца и обустроить специальную «кислородную комнату» для Александра II, страдающего астмой. В 1880 году после взрыва и пожара в Зимнем дворце, вследствие покушения на императора, именно мастерам Франца Карловича было поручено восстановление потолка на железных балках.
Огромную известность петербургский завод приобрел своими превосходными несгораемыми шкафами с уникальными замками и буквенным кодом. В ассортименте значились: сейфы, кассовые и денежные ящики, огнестойкие денежные шкафы, которые приобретались не только банками, но и многочисленными торговыми фирмами, железными дорогами и промышленными предприятиями. Один из таких сейфов находится в основной экспозиции Музея истории города Бронницы.
В 1882 году предприятие Ф.К. Сан-Галли удостоилось права на изображение Государственного герба на своих изделиях, что говорило о признании качества выпускаемой продукции и высокого уровня организации производства.
Одними из важнейших заказчиков чугунных дел фабриканта являлись военное и морское ведомства. Большое количество заказов поступало не только от госпиталей, военных учебных заведений, воинских подразделений, но и от пороховых и патронных заводов, для которых изготавливалось соответствующее оборудование. Фирма Сан-Галли оказалась причастна даже к отечественному воздухоплаванию: она производила ангары, мастерские для аэропланов и иное оборудование.
В 1872 году, в возрасте 48 лет, Франц Карлович вплотную занялся общественной деятельностью: он был избран гласным городской Думы (1872-1892 гг.). Предпринимателю удалось внести значительный вклад в развитие городского хозяйства. Он многократно привлекался Министерством финансов к участию в различных совещаниях по вопросам торговли и промышленности. Был в числе организаторов Петербургского общества заводчиков и фабрикантов. За 20 лет, когда Сан-Галли активно работал в Думе, при бюджете в 12 миллионов, город получил: мосты (Александровский и Троицкий), водопровод, конно-железную дорогу, скотобойни, Сенной и другие рынки, электрическое освещение, больницы и еще многое другое.
Являясь членом различных представительных советов и комиссий, Ф.К.Сан-Галли не номинально числился в них, а активно работал в различных областях промышленности и торговли, также, как и гласным Думы. В своих воспоминаниях он писал: «Я часто бывал в общении с выдающимися по уму, знаниями и положению особами в заседании по Министерству Финансов, Путей Сообщения и других, и я уверен, что это частое общение имело большое влияние на мой характер и взгляд на жизнь. Так сталь при соприкосновении с магнитом сама становится магнитом».
Сам Франц Карлович отмечал, что служил четырем государям, и, как он полагал, те щедро вознаградили его за усердие. Действительно, фабрикант не был обижен. За свою деятельность он был пожалован личным пожизненным дворянством, награждён орденами и медалями: золотыми медалями на Владимирской, Александровской и Андреевских лентах, а также орденами Святого Станислава 3-й, 2-й и 1-й степени, Святой Анны 3-й, 2-й и 1-й степени и Святого Владимира 4-й степени. Он был удостоен звания потомственного почетного гражданина, ему также присвоено звание мануфактур советника.
После смерти главы чугунной империи, в 1908 году, семейное дело унаследовали и продолжили его сыновья. Традиция не отказываться ни от каких полезных обществу и прогрессу заказов, ставшая усилиями Франца Карловича непременным законом деятельности этой компании, сохранилась и после кончины основателя. О чем свидетельствовали, например, знаменитые операционные чугунные столы, изготовленные уже наследниками Франца Карловича в 1912 году специально для академика Ивана Павлова и его собачек. После революции завод был национализирован, а семья эмигрировала за рубеж.
История жизни и деятельности Франца Сан-Галли являет собой яркий пример того, что может достичь человек своей личной энергией и настойчивостью. В своем «Curriculum vitae» (жизнеописании), которое он оставил незадолго до смерти «на память и в назидание потомству», эпиграфом значится строки:
«Я фабрикант в России,
Известный всей стране.
И лучших называя,
Все вспомнят обо мне…»
К сожалению, в настоящее время лишь немногие из бронничан что-то слышали или знают о Франце Карловиче Сан-Галли и его уникальной «чугунной империи». Несомненно одно – даже века не властны над тем, что было сделано на совесть, что радует глаз, может исправно и долго служить многим людям. Так что добрая память об этом знаменитом в XIX веке российском фабриканте еще не одно столетие будет жить в его качественных и надежных изделиях.
Екатерина ГОЛОВЧЕНКО,
научный сотрудник
Музея истории города Бронницы
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий