О ХРИСТИАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К ВОЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ И КОНФЛИКТАМ
0
388
Проблема отношения христиан к военным действиям и конфликтам особенно актуальна в наши дни, в современном глобальном мире с его постоянным военным и военно-политическим напряжением. Третья Мировая война остается пока только призраком. Однако не меньшую тревогу вселяют современные локальные, на первый взгляд, конфликты, в которых тем не менее принимают участие официальные представители ведущих мировых держав.

Наиболее яркий пример здесь – недавняя и, видимо, еще не завершившаяся эскалация конфликта в Нагорном Карабахе. На фоне этого противостояния христианского (армяне) и мусульманского (азербайджанцы) этносов по-особому звучит заявление военного ведомства Турецкой республики о возрождении в рядах вооруженных сил должности «религиозных офицеров».

Такая инициатива в последний раз имела место в турецкой армии в 1974 г. во время военных действий на Кипре и была с тех пор законодательно запрещена как противоречащая современным принципам международного права. Результаты конфликта 1974 г., театром которого стал остров Кипр (территория одной из древнейших Поместных Православных Церквей), широко известны: разделение острова на христианскую и мусульманскую части, поломанные судьбы переселенцев – как представителей христианской (греков-киприотов), так и исламской (турецкой) общины.

Заявленная тема – очень широка. В рамках настоящего доклада рассматривается лишь позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу. Однако стоит отметить, что в инославной среде маятник здесь колеблется от полного пацифизма и неприятия участия христиан в военных действиях до допущения и даже одобрения так называемой «справедливой войны».

Православную позицию в данном отношении можно рассматривать в двух основных плоскостях. Как в исторической, отталкиваясь от конкретных исторических примеров поведения христиан в различные исторические периоды. Так и в вероучительной, с опорой на учение церкви, выраженное в её официальных документах, утвержденных соборными органами.

Если обращаться к самой заре истории христианства, то в Евангелии нашло отражение наставление св. Иоанна Предтечи воинам: он не призывал их оставить военную службу, но наставлял их никого не насиловать, не вымогать доносами и довольствоваться своим жалованием (Лк. 3:14). На страницах Нового Завета мы встречаемся и с другими людьми, облеченными воинским саном: римским сотником, веру которого похвалил сам Спаситель, а в книге Деяний св. апостолов – с другим римским сотником, Корнилием, принявшим крещение от рук апостола Петра. Причем в данных случаях мы также не встречаем призыва оставить военную службу или какое-то негативное суждение о ней.

В дальнейшей истории Церкви, в период гонений первых веков христианства, мы видим на примере многих святых мучеников, что христиане не считали для себя зазорной службу в армии. Особенно много воинов-мучеников явилось в последнее крупное гонение римской эпохи, развязанное императором Диоклетианом в начале IV в. Это, например, великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон. Они пострадали не за отказ от службы в легионах римского императора, но за отказ от религиозного поклонения последнему и участия в языческих жертвоприношениях.

Далее, уже в христианскую эпоху, в православной Византии, на Руси после крещения и, позднее, в России, мы видим примеры самоотверженного воинского служения православных христиан, многие из которых впоследствии были причислены к лику святых (благоверные князья, начиная с равноапостольного Владимира, в том числе Александр Невский, Дмитрий Донской; герои Куликовской битвы благоверные воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя; в Новое время – праведный Феодор Ушаков и др.). В дореволюционный период также можно отметить служение особой категории российского духовенства – военного и морского. Из нашей недавней истории следует вспомнить патриотическое служение церкви в годы Великой Отечественной войны. Тогда церковь с первых дней кровопролитного противостояния адресовала своим верным чадам призыв к защите Родины, а также занималась патриотической деятельностью в тылу, материальными сборами на вооружение, помощь раненым и т.п.

К активному пастырскому служению в вооруженных силах наша церковь смогла вернуться уже в посткоммунистической России в 1990-е годы. За последние три десятилетия накоплен большой опыт такого служения. Церковь не только ведет духовное окормление военно-служащих, но и призывает всех своих верных чад к глубокому осмыслению проблем войны и участия христиан в военных действиях. В этой связи в принятых юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. Основах социальной концепции Русской Православной Церкви нашёл свое место особый VIII-й раздел, посвященный данной проблематике – «Война и мир». Здесь отражен взгляд Церкви на онтологическую сущность и глубинные причины происхождения войн и военных конфликтов, которые являются следствием человеческого грехопадения, порождением гордыни и противления воли Божией и отражением небесной брани, произошедшей в ангельском мире после отпадения Денницы вследствие гордыни.

Далее излагается церковная позиция по отношению к войне как к нежелательному, но вынужденному средству, необходимому для ограничения еще большего распространения зла в этом мире. Также говорится и о необходимости осознания христианами нравственных границ войны, которые заключаются в следовании принципам, основанных на «любви к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимании нужд других народов; убеждении в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами».

В документе приведены критерии так называемой «справедливой войны», которые были сформулированы многовековой христианской традицией и легли в основу современных международных отношений. Среди этих критериев следует отметить необходимость обеспечения защиты «гражданского населения от прямых военных акций» и оправдание войны исключительно «стремлением восстановить мир и порядок». В данном контексте важны методы ведения войны, «отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям женщинам и старикам». Также обращается внимание на нравственное состояние воюющих, внутренний мир которых должен быть свободен от злобы, жажды крови и т.п. Последняя глава раздела посвящена проблемам мира и средствам его достижения.

Нравственные запросы времени заставляют вновь и вновь возвращаться к осмыслению войны и участия в её ведении православных христиан. В связи с этим уже в 2017 г. в повестку дня работы Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви была включена необходимость разработки документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».

Разработанный комиссией по церковному праву и поступивший в феврале 2020 г. на общецерковное обсуждение проект данного документа вызвал горячую дискуссию среди священнослужителей. Самым большим камнем преткновения стал сформулированный в проекте принцип исключения «из пастырской практики … «освящения» любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения».

К примеру, протоиерей Михаил Васильев, вот уже более 20 лет занятый окормлением части Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха, в своем интервью «РИА Новости» от 20.02.2020 г. заявил о неожиданном для военного духовенства России появлении данного проекта. Он был подготовлен комиссией по церковному праву Межсоборного присутствия без консультирования «с практиками, священниками в войсках» и противоречит предшествующей традиции служения русского духовенства в армии и на флоте, которая насчитывает уже несколько столетий.

Данный проект вызвал и прямо противоположные отклики, нашедшие свое отражение в разделе отзывов на сайте Межсоборного присутствия. Так, некоторые его критики, занимая радикально пацифистскую позицию, заявляют о необходимости отмежевания церкви от патриотической деятельности, якобы противоречащей евангельским основам христианства, и даже полного отказа от благословения христиан на участие в боевых действиях и освящения какого бы то ни было оружия.

Такой разброс мнений позволяет согласиться с оценкой процитированного выше военного священника о том, что данный проект является «сырым, непроработанным и, несомненно, нуждающимся в правке», которая, что тоже несомненно, должна проводиться с привлечением широких кругов военного духовенства России. От некоторых военных священников приходилось слышать, что введение в действие данного документа в его нынешнем виде может привести к практически полному сворачиванию пастырской деятельности, например, в подразделениях РВСН.

В заключение хотелось бы сказать, что горячая и пока еще неоконченная дискуссия, которую вызвал данный проект, говорит о важности поставленного в теме настоящего доклада вопроса и необходимости глубокого его осмысления широкими кругами православной общественности. В том числе педагогами и теми, кто занят работой с молодежью. Это особенно важно в год, когда мы готовимся к празднованию 800-летия со дня рождения великого святого воина Земли Русской – благоверного князя Александра Невского.
Александр ИОНОВ, преподаватель Коломенской духовной семинарии, клирик собора Архангела Михаила г.Бронницы
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий