Гдето далеко-далеко в бескрайнем океане человеческой Скорби есть знакомый лишь посвященным остров. Там земля багрова, как раны, а вода вокруг солона, как слезы. Там с давних пор страдают души непогребенных после сражений и забытых солдат. Не находя покоя, они ждут, когда им вернут утраченные после смерти имена и с воинскими почестями придадут останки земле, которую они защищали… Этот невидимый остров Забвения и суворовское изречение о том, что война будет продолжаться до тех пор, пока остается хотя бы один непохороненный воин, известны всем поисковикам. Знают о них и молодые бронничане Сергей СЕРДЮК и Павел ХОМЯКОВ, посвятившие участию в поисковом движении уже не один год жизни. Для них, как и для всего отряда “Звезда”, поиск не просто увлечение. Он давно стал судьбой, привычным делом, где энтузиазм идет от сердца, от понимания важности своего дела.
Сергею – 27 лет, он – командир отряда, трудится в сфере деревянного домостроения. Павел, его ровесник и замкомандира в бронницкой вневедомственной охране. Впервые в составе отряда они выехали на раскопки весной 2002го. С тех пор началась биография бронницкой “Звезды”. Отряд невелик – ныне в нем не более десятка горожан. И состав постоянно меняется (делото добровольное), ктото приходит, ктото уходит. Но основной костяк уже 8й год выезжает с экспедициями на места боев, ищет и находит в лесах, в давно заросших мхом траншеях свидетельства самой страшной войны ХХ века – незахороненные солдатские останки, ржавое оружие, сохранившиеся боеприпасы, предметы фронтового быта…
– Реальной историей ВОВ я интересовался еще в школе. А поисковой работой увлекся, побывав на раскопках в Новогородской области в составе отряда “Надежда”, – вспоминает Сергей. – Тогда учился на истфаке Коломенского пединститута и это помогло мне взглянуть на войну совсем подругому. Позже приобщился к раскопкам и Павел, с которым давно дружим. В дальнейшем решили создать поисковый отряд в Бронницах. Это намерение осуществили при активной поддержке горотдела по культуре и делам молодежи. Ныне тесно взаимодействуем с бронницким Советом ветеранов, а нашу полевую работу координирует областная организация “Отечество”. Отряду помогают в финансировании поездок и приобретении снаряжения. Вначале это было особенно важно: мы учились и в средствах были ограничены. В первый раз поехали в район Любани…
С тех памятных мест еще с советских времен начиналось движение поисковиков. В 1942–43 гг. там проходили трагические для РККА надолго забытые военные операции. “Звезда” в составе межрегиональной экспедиции “Любань” не первый год работает в районе, где воевала и погибла 54-я армия… Когда прорвали кольцо Ленинградской блокады и образовался узкий “коридор”, наши части отчаянно удерживали его и стремились расширить. Смердынская операция – одна из таких попыток. Потери там были страшными: в ходе 10-дневных боев погибло более 19 тысяч красноармейцев, а две штурмовые авиадивизии лишились всего летного состава. Эти закрытые прежде сведения мои собеседники узнали из военных архивов. А обломки сбитых штурмовиков “ИЛ-2” находили сами. Ими были усеяны все окрестные леса…
А еще бронницкие ребята своими архивными изысканиями и раскопками помогли питерскому писателюисторику и поисковику Илье Прокофьеву в подготовке материалов для книги “Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февральмарт 1943 г.”. Разбитые куски танковой брони и иных частей на месте раскопок и работа в архивах открыли и другие горькие страницы ВОВ. Им стало известно, что здесь немцы уничтожили целую танковую бригаду. Ее намеренно пропустили через земляной вал в лощину и там долго расстреливали из всех орудий окруженный “клин” – десятки танков с экипажами…
Поиск навел ребят и на другой малоизвестный даже историкам факт. В годы войны печально известные штрафные подразделения имелись и в авиационных частях РККА. Летчикиштрафники, служа в таких эскадрильях, выполняли самые опасные задания и часто погибали. Это, к примеру, имело место во фронтовой биографии сбитого в 1943-м летчикаистребителя, капитана Лобанова, чьи останки и фрагменты боевой машины поисковики нашли 3 года назад на раскопках в Новгородской области…
Такие штрихи есть и в судьбах еще нескольких пилотов, чьи жизни оборвались в штрафных подразделениях, а останки были обнаружены много лет спустя, в тех краях… Вспоминая прошлые экспедиции, Сергей поведал о своей самой первой находке у д.Лёзна Чудовского района. Тогда он обнаружил в лесу, под упавшим от времени деревом погибшего офицеракрасноармейца. По сохранившимся наградам и сведениям в архивах удалось определить личность убитого. Им оказался пропавший без вести лейтенант Василий Сергеевич Сонюшкин. На захоронение его останков на воинском мемориале прибыл его уже очень пожилой младший брат и, стоя у дорогой могилы, он даже не скрывал своих слез…
Пользуются активисты “Звезды” и рассекреченными сведениями с сайта Минобороны – www.obdmemorial.ru, помогающими им в получении первичных сведений о пропавших без вести. Что же касается ведения раскопок на местности и последующего захоронения найденных останков, то все эти работы ведутся только с разрешения местных властей. В каждом отряде своя система работы и подготовки к полевым раскопкам, но у всех – обязательный инструктаж перед поисковым сезоном, который обычно начинается в апреле.
– Для нас любая экспедиция посвоему плодотворна, – продолжает рассказ друга Павел. – За количественными показателями никогда не гонимся. Гораздо важнее удача и основательность во всем. Даже один опознанный солдат и благодарность его родных – вполне весомая награда за наш труд. Ведь в семьях фронтовиков многие ждут вести о пропавшем на той войне всю жизнь и зачастую не дожидаются… Наш полевой сезон длится примерно 15 дней. Дольше в лесу жить трудно. Ежегодно меняем месторасположение. Выбранные места сначала исследуем специальными щупами из стальной проволоки. Если один квадрат отработан, сдвигаемся на 2–3 км и продолжаем поиски там… Церемония захоронения останков воинов всегда проходит торжественно, с военным оркестром, участием родственников павших, священников.. И, конечно, с прощальным оружейным залпом над могилой… В Любани – это 10 мая каждого года. В нынешнем – ездили туда только весной, а в прошлом – “Звезда” участвововала сразу в 3-х экспедициях…
Валерий ДЕМИН