Этот год для Светланы ДУДЧЕНКО (до замужества – Галиченко), как и для школы №3, где она учит юных бронничан русской словестности, – юбилейный. По возрасту учительветеран на десятилетие старше самой школы, где прошла вся ее взрослая биография. За это время сменились целые поколения учеников и педагогов, стала другой страна, ее приоритеты и ориентиры. Но она, успевшая поработать в начальных и старших классах, не один год совмещавшая обязанности преподавателя и завуча, давшая знания сотням своих питомцев, по сей день трудится в родном коллективе. В Год учителя и 50летия школы читателям “БН”, наверняка, будут интересны ее воспоминания и размышления. О детских годах, об одноклассниках и непростом пути к призванию, о школьном быте разных лет, добрых традициях, книгах и стихотворчестве, которые не забываются и продолжают идти с ней по жизни…
– Не ошибусь, если скажу, что мою личность с детства во многом формировали книги, – начала свой рассказ Светлана Георгиевна. – Читать меня бабушка научила в четыре с половиной года. В нашем доме в Пионерском переулке, где я родилась, книги всегда были в чести. Нынче у многих на уме совсем иные увлечения, а тогда печатное слово ценилось всеми, кто меня окружал. И отца, тогда работавшего председателем спорткомитета Бронницкого района, и мать – химикалаборанта 21 НИИИ, и мамину сестру – школьного учителя, проживавшую с нами, я часто видела за домашним чтением. Не удивительно, что и меня в 5 лет повели записываться в детскую библиотеку. “А не рановато ли?” – резонно спросили там. В ответ бабушка попросила библиотекаря послушать, как я читаю. После этого на мое имя без колебаний завели формуляр. Так началась моя многолетняя дружба с литературой.
Мечтала ли я с малых лет быть школьным учителем? Пожалуй, нет. Это пришло гораздо позднее. А в детстве мне очень хотелось стать известной актрисой и сниматься в кино, как и многим моим подругам. Самая старшая из них – Галя Дорогина (нынче всеми уважаемая учительница начальных классов школы №2 Г.И.Петрова), в то время сама ставила самодеятельные домашние спектакли. А роли там играли мы – ребятишки с Пионерского. Галина также собирала открытки с фотоснимками популярных киноактеров и рассказывала нам о них, все что знала. А еще я очень любила смотреть у Дорогиных советские фильмы по телевизору, который появился у них в числе первых в Бронницах той поры. Память у меня очень хорошая, и многие кинокартины, как и книги, надолго оставались в сознании. Главные же исполнители ролей становились моими девчоночьми кумирами.
В начальной школе, куда я стала ходить с 1958-го, мне очень повезло с первой учительницей. А.Ф.Мишина часто читала нам выразительно вслух, многие лучшие произведения детских писателей и сумела увлечь литературой не только меня, но и других моих одноклассников. К примеру, Гайдар, его знаменитые тогда юные герои мне до сих пор близки и интересны. А проникновенные (теперь для многих уже в чемто наивные) слова из рассказа “Чук и Гек” о том, что нужно для счастья, без преувеличения, стали для меня путеводными: “…Надо честно жить, много трудиться, а еще крепко любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной”. А еще помню, что популярные книжные новинки в те годы были редкостью недоступной всем. Те, у кого они появлялись, давали нам их почитать только на день или два. Мы использовали любую свободную минуту, читали даже по ночам, бывало, и на уроках…
Однажды меня посадили за одну парту с Женей Игнатовым, и я заметила, что на уроке он смотрел не на учителя, а кудато вниз. На коленях у мальчишки лежали “Три мушкетера”. И он умудрялся читать сквозь широкую щель на крышке парты, незаметно перелистывая страницы. Я сразу взяла его “метод” на вооружение… Помогло ли нам такое увлечение чтением? Не оторвало ли от реальной жизни? Нисколько! Во всяком случае сосед по парте сумел добиться многого. Повзрослевший и ставший военным летчиком Е.И.Игнатов, выполнял боевые задачи в Афганистане (гроза душманов – вертолет “Черная акула” – его машина), не раз участвовал в обеспечении миротворческих миссий ООН, позже генералмайор авиации (теперь уже в отставке) руководил Центром подготовки летного состава армейской авиации. Он награжден орденами Красного Знамени, Мужества, “За военные заслуги перед Отечеством”, многими медалями. Ныне мой бывший одноклассник – глава города Торжок.
Позже я еще сильнее “прикипела” к чтению художественной литературы и еще больше увлеклась стихосложением. В школе №3 (№11), где я училась с 5-го по 8-й классы, тоже были замечательные учителя-словесники. Такие, как Т.А.Михайлова, В.К.Лебедева, В.И.Кириллова. Сейчас с высоты прожитых лет я понимаю, что они не просто преподавали нам русский язык и литературу. Эти увлеченные люди приносили в класс настоящее счастье общения с богатствами своего родного языка. До сих пор помню их уроки, когда в сознание впитывалось каждое учительское слово. У каждого из них был свой метод преподавания, но объединяло одно: любовь к своему предмету, к ученикам и глубокие, разносторонние знания. В школе я охотно посещала различные кружки и, конечно же, драматический. Там мне почемуто чаще всего давали какието “юморные” роли, что немного обижало…
Когда закончила восьмилетку, нужно было переходить в среднюю школу №1, где тогда учились с 9го по 11й классы. На выпускном вечере наш директор И.Г.Цветкова подарила мне за хорошие знания и любовь к поэзии сборник стихов Елены Благининой, который храню до сих пор… Годы в “красной” школе по сей день вспоминаю с теплотой – это, пожалуй, самое счастливое время. В 1966м там учились только старшеклассники и педкласс, где готовили воспитателей для детсадов. Классы были от “А” до “Е”: в Бронницах получала среднее образование и молодежь из ближних деревень.
Школьный коллектив жил дружно и весело, а педагоги были замечательные… Они не просто преподавали свои предметы, а помогали нам становиться достойными людьми. Работали еще те, кто учил наших родителей: Н.Г.Соболев, Е.В.Удина, Е.И.Усова, а вместе с ними – тогда еще молодые, а ныне заслуженные педагоги Л.И.Капранова, Л.А.Никольченко, А.И.Рожкова, Л.Я. Охотник и многие другие. Директор школы, сам в прошлом ее выпускник и бывший фронтовик А.А.Лапин, преподавал географию. Мне рассказывали, что первое время он, раненный на войне, ходил на уроки с палочкой и в военной форме, а об СССР и странах Европы рассказывал так, словно вел за собой по местам былых боев… В старших классах я, кроме занятий в кружках, всегда была в гуще общественной жизни: постоянно участвовала в конкурсах, в КВНах, избиралась членом учкома школы, старостой класса. Мне ничего не стоило написать любое сочинение, стишок или заметку в стенгазету, но свои способности я тогда серьезно не воспринимала. Считала, что для будущей актрисы это совсем не обязательно…
Впрочем, позже, когда провалила вступительные экзамены в Щукинское училище, а потом сама ушла с 3-го курса МЭИСа (куда поступила по настоянию отца), умение излагать свои мысли на бумаге пригодилось мне в областном пединституте им. Крупской, куда меня приняли на вечернее отделение. Так начался мой непростой путь в педагогику, а затем и в бронницкую школу №4 (ныне №3), которая навсегда вошла в мою последующую уже взрослую жизнь.
Воспоминания записал Валерий ДЕМИН