ЭТА УПЛЫВАЮЩАЯ ДАЛЬ
0
2260

Слаженный взмах весел и легкие лодки метр за метром скользят вдаль по глади канала… Уже 15 лет на Бельском ежегодно проходят соревнования по гребле на байдарках и каноэ на приз памяти Петра ПТИЦЫНА. Сначала в мемориале участвовали в основном его соратники. А в дальнейшем за обладание птицынским призом стали состязаться и надежды гребного спорта - юные спортсмены из многих регионов России и ближнего зарубежья. С 2002-го у регаты - международный статус, она включена в календарь Госкомспорта РФ, престиж ее неуклонно растет. И в годовщину памяти известного бронницкого гребца хочется вместе с родными, близкими, друзьями, вспомнить о нем самом, рассказать о яркой судьбе, которая нелепо и трагически оборвалась в августе 1986-го.

 

- Петя родился в 1954-м в д.Григорово, - начала беседу сестра спортсмена Наталья Алексеевна. - Нас у родителей было трое: он и мы – две сестры. Отец работал кузнецом на 38-м заводе, мать – свинаркой, а потом - пекарем. В 1961-м папа построил дом в пер.Маяковского и мы переехали в Бронницы. Здесь все учились в школе № 12 (ныне №3). В отличниках мой непоседливый и озорной брат никогда не ходил, бывали у него и тройки, и двойки. Но все изменилось к лучшему, когда стал заниматься греблей. Правда, в будущем большой спорт, перегрузки, стрессы и неудачи в личной жизни, думаю, повлияли на него не лучшим образом…

Слушаешь рассказ сестры, смотришь на старые фото из бронницкого быта 60-х, 70-х, 80-х, на спортивные награды Петра, на его чемпионскую ленту, с которой ходил на демонстрации... На все, что до сих пор бережно хранят его родные... И словно год за годом, сам наскоро переживаешь недолгую, местами резкую, как взмах весла, биографию. 'Времена не выбирают. В них живут и умирают,' - приходят на ум слова поэта. Кто знает: как сложилась бы судьба уличного мальчишки-озорника, не обрети он всего того, что особенно не хватает нынешним подросткам - хороших, верных друзей, а самое главное - мудрого наставника по жизни.

На школьных снимках - неразлучная четверка, закадычные дружки - Петька Птицын, Сережка Старых, Володька Маренич и Игорь Мацыборок. Гребля для них началась с детской спортшколы, куда все вчетвером ходили после учебы пешком, по 3 км туда и обратно. И, конечно, с первого и единственного, мудрого и требовательного тренера Виталия Анатольевича Гусарова, который, без преувеличения, стал для каждого из быстро повзрослевших (а где-то и рано осиротевших) мальчишек, вторым отцом.

Именно этот Человек и Педагог с большой буквы терпеливо учил своих питомцев не только премудростям гребного спорта, но и всему тому, без чего не бывает полноценных взрослых мужчин - умению держать жизненные удары и свое слово, настойчивости в достижении поставленной цели, ответственности за поступки, способности прийти на помощь друзьям в трудную минуту... А еще тренер сумел разглядеть в каждом из питомцев реальные спортивные перспективы. У Петра, благодаря его личным качествам и усилиям наставника, восхождение на спортивный пьедестал стало таким же быстрым и напористым, как он сам…

- Когда мы начинали, гребного канала на Бельском не было даже в сыроежкинских проектах, - вспоминает Сергей Васильевич Старых. - Тренировались на Москве-реке у д.Федино, таская на себе фанерные 'одиночки' и в кровь растирая, еще непривычные к веслам, ладони. Я пришел в школу на год пораньше - с 1968-го, а вся наша компания - с весны следующего. Уже через год нас отправили на первенство РСФСР среди школьников и там Петр - самый способный из нас, сразу занял первое место в заездах на каноэ-одиночке. С этого и начался его путь в большой спорт... Он был, можно сказать, был создан для гребли: жилистый, сухощавый. И, что очень важно, бойцовского склада характера. На старте буквально преображался и выкладывался до последнего взмаха... А в спорте - это непременное условие победы.

В 1973-м Петр завоевывает первую золотую медаль на союзном первенстве среди юниоров в двойке-каноэ на дистанции 1000 м. Затем впервые участвует в международных состязаниях гребцов и становится победителем престижной 'Калининской регаты' в заездах на каноэ-двойке на дистанции 500 и 1000 м. Через год Птицын - снова лидер первенства СССР на дистанции 10 км. Затем два года подряд - чемпион страны в составе эстафетной команды каноистов на дистанции 4 х 500 м. В 1978-м бронницкий спортсмен завоевывает Кубок страны в каноэ-одиночке на дистанции 1000 м. В 1979-м Петр - победитель чемпионата СССР в каноэ-двойке с Булатом Аспановым на дистанции 1000 м, а потом - бронзовый призер VII Спартакиады народов СССР на дистанции 500 м. В 1980-м он побеждает на международной Чехословацкой регате 'Гальве' в заездах каноэ-двоек на дистанциях 500 и 1000 м.

Наверное, именно в то время, вместе с чередой трудных побед у Петра - многократного победителя первенства РСФСР, двукратного чемпиона СССР, обладателя многих Кубков, мастера спорта международного класса - с одной стороны и удалого парня, весельчака, любимца женщин, первого уличного драчуна, грозы бронницких хулиганов – с другой, сложился азартный, непредсказуемо взрывной характер человека-лидера. При этом легко ранимого и часто недовольного собой. Похоже, таким, как он, адресован светловский монолог: 'Горизонт мой, ты опять далек. Ну, еще, еще один рывок! Как соперник, среди бела дня, горизонт уходит от меня. Я в погоне этой не устану, мне здоровья своего не жаль! Будь я проклят, если не достану эту уплывающую даль!'

Целых семь лет, с 1973-го по 1980-й Петр входил в состав сборной команды гребцов СССР. Однако, в отличие от иных чемпионов, он не заболел звездной болезнью и, как и прежде, оставался простым, отзывчивым и очень порядочным человеком. А между тем, по своей перспективности, как считал его тренер, Птицын, мог войти и в олимпийскую сборную страны: он шел «первым номером» в каноэ-одиночке. Но на судьбоносном этапе Петр неожиданно для всех и крайне несвоевременно (во время решающих отборочных состязаний) надумал жениться. Повремени немного - просили его, а он после свадьбы взял д и не поехал на сборы. За это его из претендентов в олимпийске гребцы исключили. И первый птицынский брак, к сожалению, оказался недолгим...

Многие «звезды» тяжело переживают закат карьеры и уход из большого спорта: одни спиваются, другие – пускаются во все тяжкие... Но Петр, по воспоминаниям родных, не воспринял это, как личную драму. С дружеской помощью устроился на работу преподавателем в Бронницком техническом училище № 84 (ныне МОГАДК). Педагогическое образование у него имелось: в 1978-м - Московский областной институт физической культуры (ныне МГАФК) в Малаховке. К тому же, способный к мужским ремеслам, «рукастый» в быту спортсмен мог не только тренировать молодых, но и по иному подрабатывать на жизнь: плотничать, строить, ремонтировать. Этого требовал и его семейный статус: после развода Петр женился во второй раз...

- Мы были знакомы с детсадовского возраста, - рассказывает вторая жена спортсмена Ирина Александровна. – Хорошо зная Петю, я понимала: совместная жизнь с такой яркой и неординарной личностью не будет безоблачной. И подчас нам, действительно было непросто вместе. Но все равно годы, прожитые с Петром, для меня - самые счастливые. Все, что напоминает нам с сыном о нем: семейные фото, спортивные медали, вещи, вырезки из газет - по прежнему очень дорого... И что бы там ни говорили: неожиданная, страшная своей необъяснимостью смерть близкого человека стала сильнейшим потрясением, незаживающей душевной раной для меня и всей нашей семьи…

Спустя десятилетия, можно лишь предполагать: почему в ночь на 16 августа известный спортсмен ушел из жизни... Судя по всему причиной этого стали издержки сложной, непредсказуемой натуры Птицына... Но как бы то ни было, в городе не забывают кумира 80-х. Старожилы, вспоминают Петра, как доброго, справедливого и отзывчивого парня, способного придти на помощь любому, поделиться последним даже с незнакомыми людьми. Тепло отзываются о своем преподавателе и давно повзрослевшие выпускники тогдашнего техучилища. А для своих юных потомков, участников ежегодных гребных состязаний он, как и прежде, – непревзойденный каноист. К могиле Птицына, на городское кладбище, в скорбные годовщины всегда приходят родные и друзья. Последних, впрочем, становится все меньше. Только за последние годы здесь появилось немало надгробий с именами спортсменов-гребцов его поколения.

В этом году Петру Алексеевичу исполнилось бы 55. Яблонька, которую он посадил у дома в год рождения сына Саши, выросла, как и сам 27-летний Александр. И, если бы именитый гребец был жив, то этим августовским вечером, в пору яблочного спаса, непременно сел бы под раскидистую крону вместе с привычной отцовской гармошкой. И, может быть, по-расторгуевски душевно, подобрал бы свою мелодию к песне нового века: «...Позови меня тихо по имени, ключевой водой напои меня... Снова сумерки входят бессонные, снова застят мне стёкла оконные. Там кивают сирень и смородина. Позови меня, тихая Родина...'

Валерий ДЕМИН



 

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий