ЭТА ТЕПЛАЯ, ДОБРАЯ ГЛИНА
0
1575

Самобытные фигурки русских барынь красавиц в нарядных платьях и кокошниках, расписные лошадки, бычки, птички свистульки и обереги… – это лишь немногие ее и детские работы из глины, которые можно было увидеть в свое время на выставках городского Дома детского творчества. Бывший преподаватель кружка лепки, а ныне пенсионерка – Галина Ивановна КИСЛЕНКО в 80–90 е годы прошлого века учила бронницких школьников азам лепной глиняной игрушки. Сама, освоив технику старинных народных промыслов, она внесла большой личный вклад в развитие кружкового дела в нашем городе.

У тех, чье детство пришлось на трудные послевоенные годы, свое отношение к полезным делам, к рукоделию. Они, испытавшие немало житейских тягот, умеют по настоящему радоваться возможности заниматься творчеством, делать что то нужное людям и учить этому других.

Галина Ивановна родилась в июле 1944-го в Бронницах и всю жизнь прожила в нашем городе. Училась во второй школе, а среднее образование заканчивала в первой – “красной”, затем поступила на истфак Московского облпединститута. В 1965-м выпускница устроилась в Денежниковскую детскую школу интернат. А через год ее, молодую учительницу, пригласили на работу в тогдашний Бронницкий Дом пионеров. Так начался основной этап ее педагогической биографии, связанный не только с преподаванием истории, но и кружковой, творческой работой с детьми. Пришла она сюда методистом и стала вести кружок “красных следопытов”, участники которого активно участвовали в краеведческой и военно патриотической работе. Вместе они собирали материалы о ветеранах ВОВ, образования, первых пионерах и т.п. В последующие годы, как вспоминает пенсионерка, многие папки с подборками и оформленные альбомы были, к сожалению, потеряны во время ремонтов здания.

– В городском Доме пионеров я попала в настоящий мир творчества, познакомилась с опытными коллегами, – тепло вспоминает об том периоде своей жизни Галина Ивановна. – Это были удивительные люди, повлиявшие не только на мое профессиональное становление, но и на личностные качества. Я встречалась с теми, кто стоял у самых истоков создания в Бронницах пионерского движения, кружковой работы с детьми. Противников этого дела тогда было много: зажиточные горожане видели в этом только советскую идеологию и не понимали воспитательной и мировоззренческой важности внешкольной общественной работы с детьми. Даже большая часть местного учительства поначалу было против внедрения пионерских мероприятий и атрибутики в общегородскую и школьную жизнь. Патриархальный купеческо мещанский уклад, религиозные традиции прочно сидели в сознании.

И тем не менее самим организаторам бронницкой пионерии со временем удалось преодолеть все проблемы и препоны… Так, первому директору Дома пионеров – К.П.Алиповой, которую помнят кружковцы той поры, в середине 30-х, решая насущный вопрос, связанный с выделением помещения, удалось попасть на прием к Н.К.Крупской, которая, в свою очередь, сама приезжала в Бронницы. Думаю, каждый из пяти директоров, под началом которых мне довелось работать, каждый из преподавателей и методистов оставил свой след в истории развития дополнительного образования в нашем городе.

Нынешний Дом детского творчества во многом – наследник всего лучшего, чего мы сумели добиться в те годы. Она увлеченно рассказывает о том, какие замечательные руководители кружков работали в те годы, какие изумительные вещи делали, как умели заинтересовать и увлечь детей, называет хорошо известные бронничанам имена…

Слушая Галину Ивановну, понимаешь, что и для нее лепка из глины – совсем неслучайное увлечение. В ее семье рукоделье и творчество всегда были в чести. Она не один год занималась изготовлением различных глиняных игрушек. Сначала повторяла образцы, копируя того или иного мастера, осваивала саму технику изготовления. А вместе с опытом к ней постепенно приходило личное мастерство и собственная манера лепки – только ей присущие приемы и формы. Лучшее из сделанного Галиной Ивановной и ее питомцами выставлялось в те годы не только на городских выставках народного творчества, но отправлялось на областные смотры и конкурсы, отмечалось престижными для того времени наградами.

 

Причем она хорошо знает не только практическую сторону этого дела, но и его теорию, особенности лепного промысла. Как преподаватель истории сама интересовалась произведениями народного творчества, промыслами, известными в России с давних пор. С годами, неплохо освоив технику лепки, сушки, обжига и раскраски фигурок из глины, Кисленко обучала воспитанников всей технологии этого старинного занятия. После того, как изделия были вылеплены, они тщательно просушивались, а затем их как следует закаливали в муфельной печи. И только потом старательно расписывали, придавая каждой фигурке свой неповторимый вид. Мастерица рассказала, что обычно пользовалась при этом гуашью, разведенной на белой водоэмульсии с добавлением клея ПВА для того, чтобы краска не стиралась.

На занятиях кружка самые способные из питомцев Галины Ивановны осваивали знаменитую дымковскую лепную игрушку. Ее происхождение, как известно, связывают с некогда существовавшей в Вятке весенней ярмаркой, называвшейся в народе “Свистуньей”. Там продавались свистульки и другие игрушки народных мастеров из пригородной слободы Дымково. Дымковская игрушка лепилась из красной глины, к которой примешивался мелкий речной песок. Фигурки просушивались и обжигались (закаливались) в обычной русской печи. После их покрытия раствором мела, разведенным на молоке, по белому фону наносилась роспись красками, приготовленными на курином яйце. Это манера и особенности только одного лепного промысла, который они вместе с детьми терпеливо осваивали.

А таких адресов и способов изготовления русской народной игрушки, которые привлекали кружковцев своим стилем и красотой, десятки. Ей хотелось, чтобы самые увлеченные из ее учеников знали о различных старинных промыслах как можно больше и сами побольше бы лепили разных игрушек. Хотя обеспечивать занятия в кружке, куда приходили школьники самых разных возрастов всем необходимым лепным материалом, приходилось самому преподавателю вместе с директором. Она вспоминает, как вместе с мужем специально ездили за красной глиной в д.Фенино, в объединение “Гжель”.

Преподаватель ветеран пережила разные периоды развития кружкового творчества в Бронницах. О каждом может рассказать немало интересного, привести примеры, показать сохранившиеся работы. Свои и ребячьи. Многие из них, несмотря на печать прошедших десятилетий, до сих пор нарядны, привлекательны и по своему оригинальны. Каждое изделие моей собеседницы в чем то неповторимо и своеобразно. Им можно подолгу любоваться, сравнивать с теми, которые продаются на праздничных ярмарках. Давно повзрослели ее ученики, постарели и завершили свой жизненный путь старшие из коллег. Но те давние занятия в кружке у Галины Ивановны многие до сих пор вспоминают добрым словом. Ведь, наверное, именно тогда в податливые, как теплая глина, ребячий разум и сердца закладывалось все доброе и хорошее, что в дальнейшем помогало смотреть на мир глазами созидателей и творцов. И в немудреных лепных работах по своему продолжать и развивать единую для всего “золотую основу“ – вековые традиции русского народного творчества.

Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий