МАСТЕРА ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ: ИКОНЫ ДЛЯ БРОННИЦКИХ ХРАМОВ
0
4344
Для многовековой бронницкой истории период с конца XVII до начала XVIII вв. примечателен прежде всего строительством белокаменного храма в честь Святого Архангела Михаила. Храм и в наши дни является главной достопримечательностью города и наряду с другими архитектурными сооружениями внесен в реестр памятников Российской Федерации. Как известно, к написанию икон для новопостроенного храма были привлечены ведущие мастера Оружейной палаты – Кирилл Уланов и Тихон Филатьев.
Важно отметить, что в начале своей деятельности Оружейная палата была одновременно и хранилищем государственных ценностей, и местом производственных мастерских. Подлинным центром изобразительного искусства в палате была иконописная мастерская. Именно в ее стенах родилась школа так называемых «царских изографов».
При поступлении в Оружейную палату иконописцы и живописцы обязывались «с мест не съезжать и всегда к государевым делам быть готовыми». Являясь по существу «государевыми людьми», служившими при царском дворе, жалованные иконописцы и живописцы пользовались правами и привилегиями. Они освобождались от податей, тягла и от посадских служб, были избавлены от постоев солдат, несения караулов и прочих обязанностей. Мастера делились на «жалованных» – постоянных, и «кормовых» – призывавшиеся для выполнения отдельных заказов. Жалованные получали годовое содержание деньгами и «кормом». Кормовые были ниже рангом и оплачивались только поденно.
К царю, как к владельцу иконописной и живописной мастерских, обращались представители православного духовенства, местных властей, правители иноземных государств. Они просили об изготовлении художественных произведений, либо о высылке мастеров для проведения работ. Тем не менее, царские заказы по созданию икон сильно сокращались, в связи с этим жалованные иконописцы все чаще работали по подрядам на стороне.
Период с конца XVII – начала XVIII веков историки характеризуют как переломный в истории иконописного и живописного дела в Москве, «если в 1687­1688 г. в Оружейной палате состояло 27 иконописцев и 40 живописцев, то позже количество художников мастерских по Указу Петра I резко сократилось. В 1695­1696 гг. в Оружейной палате служило всего 15 иконописцев и 24 живописца. В связи с малым количеством заказов по иконам и фрескам иконописцам стали поручать не свойственные их профессии задания. Живописцев часто направляли на различные работы в резиденцию Петра I – Преображенское, Петербург, а также в Нарву (1706 г.) В этот период в Москве и под Москвой возникали усадьбы­дворцы соратников Петра I – А.Меньшикова, Ф.Лефорта, куда посылали почетных живописцев для написания портретов и осуществления больших декоративных работ.
Наибольший интерес для нас представляет творчество следующих мастеров. Уланов Кирилл Иванович, в монашестве – Корнилий (1684­1731гг.) уроженец г.Юрьевца­Повольского либо Костромы. В Оружейную палату поступил сложившимся мастером в 1688 г. и числился жалованным иконописцем. В настоящее время в музейных, церковных и частных собраниях выявлено около 60 икон с подписями, более 11 икон – приписывают кисти мастера. Примечательно, что Богородичная тема была излюбленной в его творчестве. Именно К.Уланов обновил бронницкую Иерусалимскую икону Божией Матери. Также иконописец прославился в качестве мастера миниатюрного письма, работал по заказам цариц и царевен.
В 1701 году совместно с Т.Филатьевым они обновляли древние иконы в Успенском соборе Московского кремля. Так иконой «Апостолы Петр и Павел» занимался Т.Филатьев, а К.Уланов – работал над образом Иерусалимской Богоматери в Похвальском приделе (Успенского Собора). Отметим, что в средневековой Руси обучение ремеслу, в том числе иконописанию, чаще всего проходило в семье, сын наследовал профессию отца. Семья Улановых не стала исключением. Сохранилось несколько совместных икон, написанных Кириллом Улановым и его сыном Иваном.
В 1702­-1704 гг., совместно с Тихоном Филатьевым, мастер писал иконы для нашего Собора. Вместе они выполнили комплекс, состоящий из семи произведений, на пяти из которых имеются автографы. Так среди семи икон несколько образов имеют подпись Кирилла Уланова. Это «Собор Архангела Михаила» 1704 г. (храмовый образ); «Богоматерь Живоносный источник» (1703 г.); «Иоанн Милостивый» 1704 г.; «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» ок. 1703 г. И эту икону эксперты приписывают кисти мастера.
После работ для нашего храма мастер трудился в подмосковной вотчине Головиных с.Деденеве в церкви Спаса Нерукотворного. В 1708 г. совместно с братом Василием К.Уланов выполнял заказ на иконы для храма в Румынию. В 1709 г. иконописец постригся в монахи Юрьевецкого Кривоезерского монастыря с именем Корнилий. Через 5 лет жизни в монастыре был избран игуменом монастыря. В годы монашества и игуменства Кирилл активно работал как иконописец. Находясь в монастыре, игумен Корнилий не прерывал связи с Москвой.
В монастыре у иконописца были ученики – Семен и Алексей Городчанинов, вместе с которыми он продолжал свой творческий путь. В 1726 г. вместе с братом Василием и своими учениками он работает в Троицком Белбажском монастыре, где написал большое количество икон в иконостас и приделы Троицкого храма. Умер Кирилл в 1731 г., был похоронен в приделе Троицкого собора Кривоезерской пустыни.
Филатьев Тихон Иванович (1675 – 1731гг.) – его имя одно из самых известных из числа русских иконописцев XVII­XVIII столетий. По происхождению он принадлежал к семье иконописцев из Ярославля. После смерти своего отца в 1678 г. Тихон был определен на его место в жалованные иконописцы. Так же, как и в случае с К.Улановым, специалистам известно не одно поколение Филатьевых. В настоящее время известны 40 работ мастера (25 подписанных и 15 работ предполагают его авторство). Две иконы комплекса Бронницкого Собора подписаны мастером. Это образы: «Богоматерь Одигитрия», «Господь Вседержитель», и неподписанный образ Богоматери, именуемый «Всех скорбящих Радости», эксперты приписывают кисти Т.Филатьева.
Итак, перед нами семь работ, выполненных мастерами Оружейной палаты, все иконы имеют довольно большие, близкие между собой размеры (около 155 на 95 см и 170 на 115 см.), что, по мнению экспертов, это позволяет говорить, что некогда иконы входили в состав местного ряда иконостаса. Сегодня все эти иконы находятся в Музее Древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева. Четыре были отреставрированы вскоре после поступления в музей (год поступления– 1965) и находятся в постоянной экспозиции. При желании каждый из нас может их увидеть. Иконы входят в число наиболее ценных памятников собрания. Три остальные иконы специалисты «раскрыли» лишь в начале 1990­х годов.
В Соборе Архангела Михаила находятся три иконы­списка, выполненные во Всесоюзном реставрационном центре им.академика Грабаря. Это икона «Собор Архангела Михаила» (К.Уланова), «Господь Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» (Т.Филатьева). Списки выполнил художник­реставратор Александр Гарматюк. Первый список был преподнесен храму в 2003 году (к 550-­летию), и это была икона «Собор Архангела Михаила». Остальные 4 являются фотокопиями.
Среди мастеров Оружейной палаты одно из центральных мест занимал – Семен Федорович Ушаков. Иконописец, художник­монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог, основоположник нового стиля. К.Уланов и Т.Филатьев были в числе его учеников. Одна из работ великого мастера, икона «Богоматерь Умиление», была обнаружена специалистами ЦМиАР в Спасской церкви села Спасское­Вертки Бронницкого уезда. Икона датирована 1667 г. Еще в с.Кривцы, что близ города Бронницы, находится церковь Смоленской Божией Матери. Туда в местный ряд иконостаса была написана икона – Богоматерь Смоленская. (ок.1708 г.) Написал ее – Ухтомский Феодот Феофанович (Протопопов; Федот) (уп. 1676­1727) – московский мастер, работавший в посл. четверти XVII – 1­й четверти XVIII в. в традициях Оружейной палаты, при этом не состоявший в ее штате. В 1703 г. М.А.Волконский весной начал строить в селе Кривцы каменную церковь (в стиле «Нарышкинского барокко»). Имя архитектора не сохранилось. В апреле 1703 г. Волконский подрядил бобыля Московского Свято­Данилова монастыря Евсевия Минена сделать в Кривцах «…сто тысяч кирпичу большой руки в нынешнем же году».
Другое важное подтверждение – переписная книга 1705 г., где церковь Смоленской иконы Б.М. обозначена, как уже построенная. «В церкви Смоленской Богоматери близ Бронниц, построенной в 1708 г. князем М.А.Волконским, помимо сохранившейся иконы Богоматери Смоленской могут находиться и другие, скрытые под поздними записями». Еще в одном селе Бронницкого уезда – Введенском Лобановской волости находилась икона «Тайная вечеря», 1755 г., 4х5 вер. Писал икону Добрынин Дмитрий Матвеевич (уп. 1726–1755) крестьянин слободы Холуй Суздальского уезда. В 1726 г. вызывался в Петербург для «свидетельствования иконописного художества». В этом же селе спустя 100 лет находилось иконостасное и позолотное заведение Василия Алексеевича Сизова. Число рабочих составляло – 8 мужчин. Существовало заведение с 1901 года.
Оружейная палата является одним из самых популярных музеев нашей страны. Она входит в состав Государственных музеев Московского Кремля. Так что знакомство с работами мастеров Оружейной палаты, трудившихся в храмах Бронницкого уезда, многое дает местным историкам и краеведам, которые активно исследуют исторические памятники и реликвии нашего края.
Татьяна ГУТНИКОВА, научный сотрудник Музея истории г.Бронницы
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий